Екатерина Киселева
Математика на свежем воздухе. Серия логических игр на территории детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний» Л. А. Венгер
Публикация «Математика на свежем воздухе, Серия логических игр на территории детского сада» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, логическое мышление, память, внимание, воображение, речь. Математическое образование не должно исчерпываться представлением о числах, геометрических фигурах, обучению счету. В целевых ориентирах ФГОС ДО прописано, что у ребенка должен быть развит познавательный интерес и способности, логическое мышление. Действительно, без познавательного интереса невозможно не только математическое образование, но и качественное образование в целом. Важно, что ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным. Давно подмечено, что все, что связано с эмоциями, удивлением у дошкольников способствует оптимальному развитию и формированию способностей. Вадим Андреевич Крутецкий сказал:
«Переживаемые человеком эмоции являются важным фактором развития способностей к любой деятельности, не исключая и математической. Радость творчества, чувство удовлетворения от напряженной умственной работы, эмоциональное наслаждение этим процессом повышают умственный тонус человека, мобилизирует его силы, заставляют преодолевать трудности. Равнодушный человек не может быть творцом. Все изученные нами одаренные дети отличались глубоким эмоциональным отношением к математической деятельности, переживали настоящую радость, вызванную каждым новым достижением.» («Математические способности и личность»).
Мы поставили перед собой задачу – создать такую среду на территории детского сада, которая будет способствовать формированию математических представлений, через различные виды игр, исследовательскую деятельность. Как раз в игре дети могут свободно выражать эмоции, ненавязчиво «постигать математику».
Мы решили создать серию логических игр на территории детского сада.
Однако, чаще всего такие пособия, материалы, игрушки предназначены и соответственно используются детьми и педагогами в помещении детского сада. Шашки, шахматы, крестики-нолики, танграм, игры-ходилки, лабиринты рассматриваются как настольные игры, или если говорить с позиции двигательной активности ребёнка – «статичные» (дети играют за столами). А так как эти игры используются в помещении, то очень часто они превращаются ещё и в «тихие, спокойные», хотя без ярких эмоций в игре, да ещё в игре с противником просто не обойтись.
На наш взгляд такое положение дел не в полной мере соответствует специфике игрока – ребёнка дошкольного возраста.
Поэтому, принимая участие в региональном сетевом проекте «А у нас на участке» мы поставили задачу создания среды на территории детского сада, способствующей математическому развитию детей, прежде всего развитию логики, смекалки, тактики.
При проектировании среды нами были определены следующие значимые для нас позиции, выраженные в виде формул:
Математика + игры на свежем воздухе
Математика + движение
Математика + свободное выражение эмоций
Математика + вариативность игровых материалов
В процессе реализации проекта благодаря совместной работе детей, педагогов и родителей на территории детского сада появились несколько новых игровых зон:
Гигантские Шашки.
"С виду несложная игра (шашки) представляет древнейшее и подлинно научное развлечение человеческого ума. Поистине она задает умственным способностям серьезнейшую работу!"
— Гюг Эган
Игра в шашки очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме.
Мы нарисовали на асфальте огромную шахматную доску.
Сначала выполнили шашки из срубов дерева, но это оказалось не практично (шашки оказались тяжелые). Мы выпилили шашки из пенопласта и покрасили их.
Хочется отметить, что дети играют в эту игру не только по правилам шашек, но и придумали совместно с педагогами правила новых игр с данным материалом.
Особенно тесно математическое развитие в дошкольном возрасте связано с социально-коммуникативным развитием. Создание гигантских шашек на улице способствовало объединению детей разного возраста в процессе игры. В результате чего дети обмениваются игровым опытом, учатся взаимодействовать друг с другом, договариваться. Во время игры собирается много болельщиков.
- Игры - ходилки.
Мы заметили, что дети очень любят играть в настольные игры - ходилки с фишками и кубиком. Несмотря на то, что это игра с элементами удачи, она способствует формированию навыков счета. Подобрали самую оптимальную версию данной игры для рисования на асфальте, и воплотили в жизнь. В летний период это была одна из самых любимых игр на улице!
Различные виды крестиков-ноликов.
Крестики-нолики – одна из самых популярных логических игр. Для того, чтобы у детей не терялся интерес к этой игре решили изготовить их из различных материалов, придать интересные образы. Столик с жучками удобен для обучения детей данному виду игр, т. к. на столе прорисованы подсказки (варианты ходов, при которых игрок побеждает.
Мы решили все пространство на асфальте детского сада оформить для решения образовательных задач. Проанализировали информацию в интернете, побывали на территории других образовательных организаций и воплотили в жизнь уже известные, но вариативные и функциональные игры на асфальте.
Таким образом, незаметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом дети считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.
Метеостанция
Организация экспериментальной деятельности, наблюдение за погодой и окружающими явлениями имеет огромное влияние на математическое развитие детей нашего детского сада. Дети знакомятся с измерительными приборами, условной меркой, проводят опыты и эксперименты, закрепляют временные понятия, совершают логические операции.
Дети по термометрам определяют температуру воздуха и сравнивают температуру воздуха в тени и на солнце.
С помощью мерного стакана определяют, сколько миллиметров осадков выпало за день.
Сравнивают количество осадков в разные дни.
В дальнейшем мы планируем обогащать прогулочное пространство детского сада новыми интересными находками: танграм большого размера для улицы, игра Дартс, разные виды часов (совместно с детьми изготовить песочные часы, т. к. они наглядно показывают течение времени, весы из подручных материалов.