ОЛЬГА МЯГКОВА
Сценарий мероприятия «Здравствуй, батюшка Покров!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Здравствуй,Батюшка Покров!»
Цель: Сформировать знания детей о праздновании Покрова на Руси.
Образовательные задачи:
-закрепить представление о празднике Покрова пресвятой Богородицы,
- закреплять и обобщать знания детей об осени.
- расширять и активизировать словарь по теме «Осень»;
- образование относительных прилагательных от существительных;
Развивающие задачи:
-развивать у детей творческое воображение;
- развивать мелкую моторику;
Темочки:
- развивать логическое мышление.
- Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, воспитывать доброжелательное отношение к народным традициям, труду взрослых.
Воспитательные задачи:
-воспитывать внимательное и доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в коллективе.
-Воспитывать интерес к истории своего народа
- Воспитывать доброжелательность и навыки сотрудничества;
- Воспитывать аккуратность при работе с ножницами клеем;
- Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, умение видеть прекрасное в повседневном, ответственность, самостоятельность
Дети заходят с разных сторон в музыкальный зал под р. н. музыку.
Хозяйка: Всем ли места хватило? Всем ли слышно? Всем ли видно?
1ребенок: Гостям - то хватило места.
Да не тесновато ли хозяевам?
2 ребенок: В тесноте, да не в обиде!
Хозяйка. Наша изба – затей полна.
А мы доброму гостю всегда рады (ДЕТИ ХОРОМ) (русский поклон)
Здравствуйте гости. А встреча у нас сегодня непростая, а особенная, Покровом называется. Может их посадить,где стояли на корточки. НЕ НАДО, зачем, не долго стоят, перестраиваются на полукруг
ПЕСНЯ «Покров»полукруг. А после песни, присели, прям на ковер
Каждый год 14 октября в народе отмечают праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Покров – один из самых почитаемых в России осенних праздников.
Х:- Вам знакомо слово «Покров»? Как вы думаете, что оно обозначает?
Х- Какие родственные слова вы знаете? (Покрывало, покрыть, накрывать, покрышка, крышка, кровля, крыть, покрытие.)
Х : А что это за праздник?
Хозяюшка:Может кто то знает почему стали отмечать этот праздник? (они заранее вес равно будут знать или это для них новое)
Д:кто вспомнит рассказывают (наводящими вопросами)
Хотите, я вам расскажу,
Хозяйка : Когда-то очень-очень давно напали враги на город Константинополь, хотели жителей погубить да город их захватить. Обратились тогда жители в слезной молитве к Богородице – заступись, помоги! Спаси! И вдруг под куполом Храма, явилась сама Богородица, а в руках ее светился белый шарф-омофор, которым она и покрыла всех людей. Злые враги неожиданно отступили от города и жители Константинополя были спасены. И в память об этом чудесном спасении мы и празднуем праздник Покрова Пресвятой Богородицы. А еще это праздник заступничества, защиты Пресвятой Богородицы. В этот день люди идут в Храм, ставят свечи к иконе «Покрова» (Показывает икону на слайде.)
Хозяйка:-Кто помнит какого числа празднуют Покрова Пресвятой Богородицы (или какое сегодня число) Всегда в один день и тот же день празднуют.
Хозяйка:- А месяц?–
Дети :октябрь
Хозяйка:-Это месяц какого времени года?
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Х:-Какие осенние месяцы вы знаете?
Хозяйка:-Октябрь месяц,между какими месяцами находится?
-Ноябрь,после какого месяца приходит?
-Какой по счету сентябрь месяц?
-После какого времени года наступает осень?
-Перед каким временем года приходит осень?
-Между какими временами года - осень?
Х: А как вы думаете вся осень бывает одинаковая?
Дети: Нет
Хозяйка: А какие периоды осени вы знаете?
Дети: Ранняя, золотая, поздняя.
Хозяйка: Посмотрите,вот братцы Осени, расставьте их в правильном порядке.
-а теперь проверим, правильно ли выполнил задание (демонстрация правильных ответов на экране)
Дети встали в круг
Хозяйка: А теперь давайте с вами поиграем. У меня есть разноцветный мяч:
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Игра «Осенние слова»
Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
Хозяйка: Ребята, а какие признаки осени вы знаете:
Ответы детей.
Хозяйка: Отлично. Вы все правильно говорили, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.
Хозяйка:-А чем люди заняты осенью?Что они делают (дети стоя)
Хозяйка:правильно. собирают урожай овощей и фруктов. В старину люди верили,что начиная с Покрова,ходит по земле Богородица со своими помощниками,которые заботливо проверяют,весь ли урожай собран. Хоть Осень и не такое веселое время года как лето, но грустить - то особенно некогда. Столько вкусных овощей созрело.
Хозяйка:Я вам предлагаю выполнить задание.
Дидактическое упражнение «Вершки-корешки».
Хозяйка: - У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Ребята, выбирите себе карандаш и слушайте внимательно задание ( на 3 столах лежат по 4 цветных карандаша:зелен. ,красный и синий +еще недостающий по выбору)
Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т. е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.
Хозяйка: проверить правильность выполнения задания!
Хозяйка:- А теперь я хочу с вами поиграть. (слайд с овощами)
А)Игра «Овощные грядки»даю образец высказывания грядка с помидорами…
Грядка с
Грядка с патиссоннами (какая….патиссоннная
Грядка с чесноком (какая…чесночная
Грядка с морковью (какая) -….морковная
Грядка со свеклой какая….свекольная
Грядка с огурцами какая…огуречная
Грядка с картофелем какая…картофельная
Грядка с кабачками какая…кабачковая
Грядка с тыквой какая….тыквенная
Грядка с луком какая…луковая
Грядка с капустой какая…капустная.
Х:Молодцы,много слов знаете
Мама заходит с кадкой,капустой и морковью под музыку. Дети стоят возле комнаты.
Мама :А вот и я с капусточкой,ребятушки!
С Покрова начинали рубить кочаны капусты,
Хозяйка:А с какого числа,ребята,начинали рубить капусту?
Ответы детей.
Мама :Правильно с 14 октября,с Покрова,заготавливали капусту на зиму. Капуста очень полезный овощ. Что можно приготовить из капусты? ( ответы детей: щи, салат, солянку, борщ и пироги).
А еще капусту солят, квасят.
Хозяйка: Давайте все вместе поиграем и вспомним,как солят капусту в игру «Капуста».
Мама:Капусту терли (рубили)показ действий с капустой. Вытряхивает ее в кадку (там уже была капуста.)потом добавляют морковь (кто то из детей) и конечно же надо посолить(2-3 Чел)солят,потом мама мешает капусту. Сегодня вечером,вы вместе еще раз помешаете капусту в группе,что бы хорошо просолилась.
Хозяйка:Спасибо вам,теперь мы запомним когда, надо начинать солить капусту?
Ответы детей.
«Угадай, кто под покровом»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Дети идут по кругу друг за другом и произносят слова стихотворения И. Рутенина:
Слякоть пусть и бездорожье,
Не грусти потупя взор,
Ведь над нами Матерь Божья
Простирает омофор.
Дети, повернувшись лицом в круг, выполняют имитационные движения на слова второго четверостишия:
От всего на свете злого (хлопают в ладоши)
Лес, и поле, и дома. (отвести одну руку в сторону, потом другую,
соединить их над головой)
Покрывает всех покровом (положить руки на голову, отвернуться лицом из
круга и присесть)
Богородица Сама! (дети закрывают глаза)
В это время воспитатель накрывает кого – либо из детей большим платком и предлагает угадать, кого не стало: «Раз, два, три – под покровом кто, смотри?» Игра повторяется.
Хозяйка : К Покрову дню крестьяне заканчивали все полевые работы, поскольку к этому времени наступают заморозки
Вместе с зимой приходили новые заботы – хозяйственные, до Покрова, до 14 октября, начинали утеплять дома,.Этот обряд назывался «запекание» углов. Эта традиция жива в деревнях, с приходом холодов деревенские жители тоже «запекают углы», - конопатят щели, заклеивают окна. Давайте мы проверим нашу комнату,все ли углы запечены,не дует ли где ветер. Считалось: кто не починит избу до Покрова - тому не будет тепла.
Хозяйка:ребята,запомнили ли вы,как называется обряд,когда утепляли дома?
Ответы детей.
Хозяйка обращается к гостям. А запечены ли у вас углы в доме? Предлагает произнести всем вместе слова: Батюшка Покров, покрой наш дом теплом, а живущих в нем добром
Заходит мама с блинами.
Мама : а я вам блинцы принесла не просто так! Есть такой обычай на Покров.
Мама : Хозяйки пекли блинцы из новой муки, а первый блин разламывали на четыре части, которые раскладывали в четырех углах избы и просили домового о том, чтобы он не пускал в избу холод, был сыт и спокоен. У нас в избе тоже живет домовенок Кузя, давайте его задобрим блинцом, чтобы холодной зимой было у нас тепло, уютно и дружно.
Дети разламывают и раскладывают.
Мама :а блиночки то,из новой муки. Знаете ли вы,как мука для блинчиков получилась?
Ответы детей. Делимся в две команды. выстраиваемся в ширенгу,на 1,2 расчитайсь
Хозяйка:Работаем в команде. Посмотрите картинки (каждый берет по картинке,составьте логическую цепочку»Что сначала,что потом»(раскладывают картинки по порядку,давайте сравним правильно ли вы выполнили задание,смотрите на экран. Мама помогает.
Хозяйка:Молодцы ребята,справились с заданием. Теперь вы знаете,как получается мука.
Хозяйка: Приход Покрова дня 14 октября означал, приход первых морозов, начало молодежных посиделок. Говорили так: если на праздник Покров день, выпал первый снег, то можно загадывать желание.
На Покров люди старались наблюдать за погодой, чтобы узнать, какой будет зима. Ведь на праздник Покрова происходит первая встреча с зимой.
В народе так и говорили:
«На Покров до обеда – осень, а после обеда – зимушка-зима!»
Игра «Передай подкову» (Дети образуют круг, под музыку передают подкову, кому попадет, тот говорит пословицу, поговорку или примету)
1. Батюшка Покров, натопи хату без дров,
2. Весело Покров проведёшь – дружка себе найдёшь.
3. Чини избу до Покрова, а то не будет тепла.
4. Осень – припасиха, а зима – прибериха.
5. Покров кроет землю то листом, то снегом.
6. Если в Покров ветер дует с юга, то к теплой зиме, если с севера - к холодной зиме.
7. Каков Покров такова и зима!
8. Осень богатая – зима сытная.
9. «На Покров до обеда – осень, после обеда – зима-матушка».
Хозяйка:• Покров -начало посиделкам.
Выходит мама и рассказывает:
С Покрова время игрищ и гуляний заканчивалась, потому как на улице становилось холодно и начиналось время посиделок. Собирались русские люди в просторной избе порукодельничать,, просто с хорошими людьми посидеть.
И в наши дни в праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы просим защиты и помощи у Царицы небесной. И Она хранит нас, посылая нам добрых своих спутников – Ангелов (показ иллюстрации).
Давайте сегодня по старинной русской традиции сотворим себе маленьких Ангелов-хранителей. Проходите за столы. Я сейчас объясню вам, как их сделать (объяснение и показ) (во время работы звучит спокойная мелодия, а воспитатель индивидуально помогает и контролирует детей).
Хозяйка : Делу время,а потехе час. Всем известно, что в старину любили петь частушки. Приготовьте-ка, гости, ладошки, чтобы спели вам сейчас мы веселые частушки. А вы нам будете подпевать, мы вам не дадим скучать (гостям раздают тексты частушек, и музыкальные шумовые инструменты).
Дети (вместе).
Если б не было воды – РЕБЕНОК
Не было бы кружки
Если б не было бы нас,
Кто бы пел частушки?
***
Нонче девоньки Покров МАМА
Нонче нам гуляночка
Скоро, скоро запоёт
Милого тальяночка!
***
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася, ДЕВОЧКА
Как гармошка заиграла –
Я не удержалася.
3. Хлебом-солью вас встречаем,
Самовар на стол несем, РЕБЕНОК
Мы за чаем не скучаем
Говорим о том о сем!
***
Девочки, вы девочки,
Где берете денежки? МАМА
Летом ягодки сдаем,
А зимою все прядем.
***
Полотенце вышивала
Петухами, утками. ГОСТЬ
Я гостечков поджидала
Часами, минутками
***
Гармонисту – за игру,
Ну, а мне – за пляску, ГОСТЬ
Гармонисту – калачей,
Мне – баранок связку!
***
Говорят, что я румянюсь, ГОСТЬ
Говорят, что я белюсь,
Я при всех в реке умоюсь –
А лицом не изменюсь
***
(все вместе).
Мы пропели вам частушки
Хорошо ли плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Что бы нам похлопали
Хозяйка : — Вот такой замечательный праздник – «Покров Пресвятой Богородицы». Столько всего интересного с ним связано.
Итог беседы:
— О каком празднике мы с вами говорили?
— Что вы за помнили о празднике «Покров Пресвятой Богородицы»?
— Какие дела старались доделать крестьяне до Покрова?