Татьяна Синицына
Мастер-класс для педагогов «Создание мини-музея в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс на тему «Создание мини-музея в ДОУ»
Цель: ознакомление педагогов с созданием мини-музея в практике работы детского сада.
Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, бумага, ручки, предметы для создания экспозиции, чемодан.
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые коллеги! Свой мастер-класс я предлагаю начать с проблемной ситуации (достаю предмет – кувшин). Возьмите, пожалуйста, этот предмет и подумайте, с чем он у вас ассоциируется? (Ответы).
Да, сейчас вы назвали ключевое слово нашего мастер-класса, к которому мы сегодня будем часто обращаться – музей. Если мы обратимся к словарю, то узнаем, что музей – это серьезное учреждение, которое имеется и в нашем городе, и мы, конечно, его посетили и познакомились со всеми экспонатами.
А согласитесь, было бы замечательно посетить музеи на различные тематики в разных городах? Взять с собой наших воспитанников и отправиться в путешествие, например, в Кремль, Эрмитаж или Московский планетарий! (Просмотр видеоэкскурсии «Московский планетарий).
Сейчас наш коллектив участвует во Всероссийской акции «История семьи – история страны», и мы знакомим детей с различными знаковыми городами, их прошлым и настоящим, с ремеслами этих краев. И здесь для погружения мы часто обращаемся к музеям, сами создаем экспозиции. И в этом нам помогает музейная педагогика.
Удивительно, возникла она достаточно давно и решает в условиях детского сада большое количество задач. И применять ее можно для знакомства с самыми разными событиями.
Наши детские сады не имеют больших помещений, где можно размещать большие экспозиции, поэтому оптимально использовать мини-музеи. Они мобильны, легко собираются и хранятся.
Давайте попробуем с вами пройти весь путь создания мини-музея. Для работы мне понадобится фокус-группа, 4 человека. Пожалуйста, желающие? (собирается фокус-группа).
Я, как экскурсовод, напоминаю правила поведения в нашем музее (даю карточки с правилами, члены фокус-группы зачитывают):
1. Слушай сам и дай слушать другому!
2. Можно: трогать рассматривать, двигать.
3. Нужно: положить на место после просмотра, задавать вопросы, играть, рисовать, создавать и творить.
Рождение музея может быть инициировано как педагогом, так и ребенком. Возможно у него есть семейная реликвия, история или вопрос, который может стать интересной историей создания музейной экспозиции.
В нашем случае музей мы с вами создадим тематический, посвященный празднику народного календаря, и будет он жить в своеобразном экспонате – чемодане. Он мобилен, всегда интересен для детей и хорошо подходит для хранения экспонатов.
Я прошлое не отпускаю, его с собой везде таскаю.
Зачем на чердаке пылиться, пусть в настоящем синей птицей
Со мною рядышком живет и сердцу песенки поет.
(Вытаскиваю блин на тарелке) Что это? С чем ассоциируется? (Ответы).
Да, нас ждет Масленичная неделя, полная сюрпризов.
(открываю чемодан, на крышке лист календаря – февраль, картинка – встреча зимы и весны, вопросы-маркеры).
Прошу фокус-группу помочь мне рассказать о нашей экспозиции с помощью вопросов-маркеров. (раздаю вопросы-маркеры, каждому по вопросу).
Что? (Календарь и т. д., Когда? (Зимой и т. д., Где? (в России, на площади и т. д., Как? (весело и т. д.).
Масленица длится 7 дней. Каждый день имеет свое название и традиции.
Понедельник – встреча Масленицы. В этот день начинали печь блины, мастерили качели, карусели. (достаю куклу) Что это? Из чего сделано? (Ответы). (Достаю сани) еще делали сани, возили в них Масленицу с горы, у кого след длиннее, у того и урожай лучше будет.
Вторник – заигрыш. Показывали театральные представления, ходили скоморохи, веселились, пели песни. И сейчас я предлагаю вам разыграть мини-представление. (вытаскиваю персонажей сценки). Выбирайте себе роли. Еще нам понадобится голос из зала. Предлагаю эту роль вам, вы будете «Прохожий покупатель» (выбираю из зрителей человека). (Раздаю слова).
Разыгрывание сценки.
Следующий день – среда-лакомка. Приходили в гости, ставили самовар, готовили угощение и пили чай. Сейчас я прошу вас (фокус-группу) помочь мне накрыть стол. (сервировка стола). (во время сервировки достаю блины). Самым главным угощением на столе были, конечно же, блины. Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день. В первый день – блинища, во второй – блины, в третий – блинцы, в четвертый – блинчики, в пятый – блинки, в шестой – блиночки, в седьмой – царские блины.
Блин хорош не один. Блин не клин, брюхо не расколет!
Четверг – разгул. Устраивали кулачные бои, петушиные бои, лазили на столб, играли в снежки, прыгали через костер, водили хороводы и устраивали различные соревнования на силу и ловкость. Я предлагаю и вам устроить конкурс на ловкость: кто быстрее заплетет косу! (участники из фокус-группы выполняют задание).
Здравствуйте, девицы, здравствуйте, красные.
Масленицу встречаем, да ее же и провожаем.
Масленица – блиноеда, Масленица – жироеда.
Масленица – обируха, Масленица – обмануха.
Обманула, провела, до поста довела, всю еду взяла.
Дала редьки хвост на великий пост.
Мы его поели – животы заболели.
Пятница – «Тещины вечерки», теща идет к зятю на блины. В субботу – «Золовкины посиделки», золовка, сестра мужа, собирала у себя дома родственниц и подружек. В каждой семье свои традиции. (достаю лоскутное одеяло) Это одеяло – ценность, традиция семьи. Когда девушку выдавали замуж, она готовила себе приданное. Из дома забирала мамин платок, отцову рубашку, сестренкино платье, вырезала из них лоскутки и делала из этих лоскутков одеяло, таким образом создавая воспоминание о своих родных.
А теперь я предлагаю вам продолжить лоскутное одеяло, при изготовлении которого мы поделимся своими семейными традициями. Я начну… (делаем лоскутное одеяло)
Последний день масленицы – Прощеное Воскресение. В этот день все просят прощения у близких и сжигают чучело Масленицы, встречая весну. И сейчас я предлагаю вам взять листочки и написать на них свои обиды, все те вещи, от груза которых мы хотим избавиться. И эти листочки мы поместим в холщовый мешочек. А в воскресенье мы сожжём этот мешочек вместе с чучелом Масленицы.
Посмотрите, какую экспозицию мы с вами сделали. Надеюсь, в процессе мастер-класса вы узнали для себя что-то полезное.
На этом мой мастер-класс подошел к концу. Попрошу фокус-группу высказать свое мнение.