Наталия Яковлева
Мастер класс по созданию «Бумажных скульптур»
▼ Скачать + Заказать документы
Бумажная скульптура — это одна из разновидностей пластичного искусства, которая создается путем комбинирования разных бумажных форм, предварительно изготовленных детьми под руководством взрослого. Для развития ребенка очень важно разнообразие простых натуральных материалов. Малыш должен понимать, что из всего можно сделать все, если только постараться.
Публикация «Мастер класс по созданию „Бумажных скульптур“» размещена в разделах
Работа над бумажной скульптурой предполагает наличие у детей хорошо развитых пространственных представлений и не позволяет им действовать наобум, так как складывание, разрезание, сминание исправить нельзя (в сравнении с глиной или пластилином). Приемы и методы работы с бумажной скульптурой дети не могут ни выдумать, ни осознать, потому что никогда раньше не видели. Поэтому традиционная методика построена на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной бумажной скульптуры. Такое объяснение следует показывать полностью от начала до конца и требовать, чтобы малыши следовали этим указаниям, но при этом не забывать, что частое навязывание «шаблонного» метода работы вырабатывает стереотипное мышление. Поначалу у детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого. Но со временем, когда они свободно овладевают бумагопластикой, занятия бумажной скульптурой развивают воображение, творческую инициативу и самостоятельности, умение строить образы на основе ассоциаций.
На занятиях бумажной скульптурой рекомендуется выполнять следующие шаги:
- отрабатывать способы создания образов из бумаги вне конкретной задачи. Как только ребенок преодолевает с помощью взрослого новую техническую трудность, нужно оставить его одного, дав возможность закрепить эти способы и самостоятельно выбрать направление дальнейшей работы;
- демонстрировать эти способы как основу изготовления целого ряда разных скульптур;
- давать возможность самостоятельно применять усвоенные способы работы для получения новых образов. Ведь когда у ребенка есть время потренироваться в полученных умениях и самостоятельно попробовать разные варианты одной и той же работы, в нем развивается представление о том, что разнообразие и богатство впечатлений можно создавать самостоятельно из внешне одинаковых исходных материалов.
- предложить детям на разноцветных листах двустороннего плотного картона нарисовать всевозможные конфигурации причудливой формы с замкнутым контуром. Каждый ребенок рисует по 3-5 вариантов.
- попросить юных скульпторов вырезать все фигуры и сделать по надрезу на каждой.
Сбор скульптуры доставляет дошколятам особое удовольствие: здесь в их власти оказывается настоящее волшебство, способное преобразить плоский лист в объемное сооружение, имеющее возможность по желанию изменить свою форму.
Создавая произведения скульптуры из бумаги и другого материала, мы снова и снова убеждаемся в ее прямой и осязательной силе убеждения. Ребенок, пытаясь воспроизвести услышанное и увиденное об окружающем мире, закрепляет свои знания, привыкает к ним, осваивается в новых понятиях или событиях. Работая с природным материалом, он может выразить свои переживания, страхи, ошибки, агрессию через творчество, переживая их и освобождаясь от них. Доброту, любовь, радость, победу, а также уверенность в себе, малыш отражает в скульптуре, прочно закрепляя ее в своей душе. Чем больше у него будет возможностей выразить себя в лепной работе, тем быстрее и эффективнее пойдет процесс его психического становления.