Корсунская Наталья Николаевна
Мастер-класс по роботе с морфологическими таблицами (МТ)
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс по роботе с морфологическими таблицами (МТ)
в технологии «ОТСМ-ТРИЗ-РТВ»
ОТСМ – общая теория сильного мышления
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач
РТВ – развитие творческого воображения
«Человек должен хорошо мыслить — сильнее всяких «озарений» и «осенений».
Генрих Альтшуллер,
основатель технологии
Публикация «Мастер-класс по роботе с морфологическими таблицами (МТ)» размещена в разделах
Чтоб быть успешными в современном мире человеку необходима активная жизненная позиция и умение решать проблемы. Это значит, что, начиная уже с дошкольного возраста ребенок должен уметь работать с информацией, быть гибким к изменениям, уметь быстро находить верное решение, т. е. обладать сильным и творческим мышлением.
Одним из эффективных методов развития сильного мышления является морфологический анализ (МА).
Морфологический анализ (МА) – это развитие умения систематизировать материал по нескольким параметрам, развитие аналитического мышления, конструктивных умений, способности к моделированию и формирование навыков управляемого воображения у детей дошкольного возраста.
Суть метода в том, что мыслительные операции основаны на комбинировании и осуществляются с помощью морфологической таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности.
В данной методике для каждого творческого задания составляется отдельная морфологическая таблица (МТ).
Я расскажу про более адаптированную к работе универсальную морфо-таблицу, которая используется в творческих зарисовках с детьми.
Такая морфологическая таблица удобна тем, что количество осей и параметры в ней можно видоизменять по желанию и в зависимости от создаваемого объекта.
В младшей и средней группах задействованы две горизонтали, в старшем возрасте можно добавлять, как горизонтальные, так и вертикальные характеристики.
По вертикали, признаки объекта, т. е. основные характеристики заданного объекта, они обозначены буквами.
По горизонтали, значения признака, они обозначены цифрами. Чем больше значений признаков, тем интереснее создавать различные объекты.
Под таблицей координаты пересечений, согласно которым нужно изобразить новый, фантастический объект.
Практическая часть:
1. Творческое задание: «Нарисуй фантастический объект» по МТ
• Дом
• Цветок
• Ракета
С помощью морфологической таблицы дети придумывают новые здания, одежду, фантастических животных и птиц, сказочных персонажей – что угодно!
Но, необходимо помнить, что любое фантазирование должно быть воплощено в виде рисунка, поделки, книжки, иначе ребенок не чувствует удовлетворения от творческого процесса и теряет к нему интерес.
Для ребенка очень важно видеть результат своего творчества, осознавать, что он создал что-то сам, что именно он является талантливым автором своей работы.
2. Творческое задание: «Сочиняем сказки» по МТ
• Конструирование нового образа Бабы Яги.
• Сказка (новые приключения героя)
При конструировании нового образа героя сказки нужно выделить основные критерии, по которым можно охарактеризовать сказочный персонаж и занести их в М таблицу по вертикали.
Количество характеристик выбирается произвольно, чем их больше, тем подробнее степень описания образа (по горизонтали).
Например, «Баба Яга – молодая девушка в спортивном костюме. По характеру она ужасно капризная. Домом ей служил нью-йоркский небоскрёб, а в место ступы она передвигается на ходулях.
Или младенец одетый в водолазное снаряжение, скандальный, живущий в избушке на курьих ножках и передвигается на ослике – это наша Баба Яга в раннем возрасте.»
Придумывая сказку, с детьми старшего дошкольного возраста, ребенок по выпавшим картинкам составляет историю, соблюдая структуру рассказа. А добавленная модель позволяет изменить повествование о герое, или предмете.
Здесь дошкольник должен оперировать знакомыми образами, и по ходу рассказывания пытаться в уме преобразить объект, наделить его данными свойствами данной модели.
Например, изменилось место героя сказки (среда обитания, глядя на модель он должен сказать: «Однажды колобок попал на Луну. Катился, катился он по лунной дорожке и нашёл волшебную палочку. Взмахнул Колобок палочкой и появился лунный город, жители которого были колобки.», и тем самым изменить сюжет сказки.
Данный прием развивает речь, наглядно-образное и логическое мышления детей.
Приложение
Образцы морфологических таблиц (МТ).