Татьяна Раменская
Мастер-класс по нейройоге
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка или самоанализ по мастер – классу «нейройога – маленькая сказка для детей».
В настоящее время очень остро стоит проблема психического, коммуникативного и физическогк о благополучия населения. Первостепенным направлением социальной политики в нашей стране является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения,
Сейчас очень сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего того или иного отклонения в речевом, психическом и психосоматическом развитии. Такие дети есть и в нашей группе, старшей компенсирующей группе детей с ТНР. Уже вполне приемлемым считается развитие ребенка на уровне нижней границы нормы. При этом усложняются программы обучения, увеличиваются нагрузки не только в школе, но и в детском саду, что при дефиците движения неблагоприятно влияет на здоровье детей. Одной из первостепенных задач предусмотренных ФГОС дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия. Существует метод, который отвечает данному требованию. Это новейший метод активации и коррекции работы мозга, который носит название нейройога. Метод разработан нейропсихологом Светланой Кузнеченковой в результате многолетней практической работы в Центре управления стрессом в городе Санкт Петербург. Нейройога – комплексная система, включающая в себя самые наилучшие методики, способствующие как выявлению и оценке имеющихся резервов мозга, так и их наиболее благоприятному развитию, а значит, и гармоничному развитию организма в целом. Нейройога включает в себя как непосредственно нейропсихокоррекционные упражнения, так и упражнения йоги – самого древнего и наиболее основательно разработанного метода развития человека. Поэтому мы и решили разрабатывать не полностью комплекс нейройоги, а элементы со своими детьми и хотим увидеть ожидаемые результаты, такие как:
Публикация «Мастер-класс по нейройоге» размещена в разделах
• развитие головного мозга и межполушарного взаимодействия;
• развитие высших психических процессов, крупной и мелкой моторики;
• развитие навыков самоконтроля;
• создание условий для развития личности ребенка;
• развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
• профилактика асоциального поведения;
• развитие эмоционально-коммуникативной сферы личности;
• улучшение поведения, элиминация импульсивности, гиперактивности и агрессивности;
• решение проблем пищевого поведения, страхов, тревожности и т. д. ;
• обеспечение взаимопонимания в семье, правильного взаимодействия всех членов семьи, правильного воспитания ребенка;
Данный мастер – класс, включает в себя:
Упражнения «Продуваем двигатели», «Самолет» и «Лягушка» направлены на развитие правильного звукопроизношения и Активизация работы правого и левого полушарий. Коррекционные упражнения, оптимизирующие межполушарное взаимодействие, что способствует росту продуктивности восприятия информации, улучшая память и повышая концентрацию внимания;
Упражнения Скороговорка. «Жук». «Утка» + Массаж. «Уточка», «Маленький птенчик» и «Птички». Направлены, на развитие артикуляционного аппарата, вырабатывается правильная речь. Коммуникативные упражнения, способствующие снижению гиперактивности, агрессивности импульсивности;
Упражнения «Кнопки» на развитие мелкой моторики пальцев.
Упражнения «Глазки», «Полет жука» и «Смотрим по сторонам». Выполнение этих упражнений вызывает раздражение вестибулярного аппарата, посредством движения эндолимфы полукружных каналов в них возникают нервные импульсы, которые поступают в головной мозг, и, следовательно, осуществляют стимуляцию работы нервов.
Упражнения «Гусеница», «Кошка» направленны на гимнастику, формирующую красивую осанку и нормализующую мышечный тонус;
Учит детей выполнять движения по команде. Помогает успокоить нервы и улучшает сон, развивает гибкость ног и позвоночника.
Упражнение Пора отдохнуть» на релаксацию предназначена, для отдыха, расслабления, успокоения возбужденных мышц.
Упражнения «Четыре стихии» и «Чемоданчик».
направленны на развитие внимания, снижение импульсивности. Улучшает функции печени, селезенки, почек, поджелудочной железы и других органов брюшной полости. Дает отдых сердцу, успокаивает нервы, благотворно влияет на половые железы. Увеличивает подвижность позвоночника, способствует исправлению его искривлений, растягивает и тонизирует мышцы спины, ног и рук.
Упражнение «Воздушный шарик направленно на развитие правильного речевого дыхания. Дыхательная гимнастика, стимулирующая лобные доли мозга, ответственные за поведение и умение контролировать свои действия.
ПАМЯТКА
«Упражнения на развитие речи
с элементами нейройоги.
«Чемоданчик». Исходное положение – лежа на спине, руки вдоль туловища. С полным вдохом перевести прямые руки за голову. С полным выдохом сесть (спина и руки составляют одну линию) и, продолжая выдох, наклониться вперед с прямой спиной. Взяться средними пальцами рук за большие пальцы ног, кончики указательных и больших пальцев рук соединить. Ноги прямые, колени не сгибать, подбородок стремится за колени. В идеале грудная клетка должна лечь на бедра. Задержаться в позе на задержке выдоха до дискомфорта. С вдохом сесть, руки скользят по ногам, с выдохом лечь на пол, руки – возле бедер.
Эффект. Улучшает функции печени, селезенки, почек, поджелудочной железы и других органов брюшной полости. Дает отдых сердцу, успокаивает нервы, благотворно влияет на половые железы. Увеличивает подвижность позвоночника, способствует исправлению его искривлений, растягивает и тонизирует мышцы спины, ног и рук.
«Кнопки». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, а затем вместе.
«Продуваем двигатели». Исходное положение – сидя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое + звуки П-п-п-п-п.
Эффект. Активизация работы правого и левого полушарий.
«Глазки». Исходное положение – сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается
Кулачки рук раскрываются и закрываются обратно одновременно с открытием и закрытием рта.
«Птички». Исходное положение - лечь на спину в виде «звезды» (развести руки и ноги в стороны). По команде «Полетели!» необходимо поднять руки и ноги в воздух (не высоко, растопырить пальцы рук, высунуть язык и тянуть руки и пальцы рук в разные стороны, язык (не зажимая его губами и зубами) и мысочки ног вниз. По команде «Прилетели!» опустить руки и ноги на пол и расслабить все тело. Команды чередуются. Ребенок должен «Лететь» на счет до пяти и отдыхать такое же время.
«Полет жука». Следить глазами за воображаемым предметом (жуком). Резко водить глазами вправо-влево, вверх-вниз. Направлять руки в ту же сторону, что и глаза. + Скороговорка. «Жук». «Жутко жуку жить на суку».
Эффект. Выработка правильной речи. Тренировка произношения звука «р».
«Гусеница». Исходное положение – стоя. Нагнуться и встать на ноги и руки так, чтобы его тело образовало букву «л». Руки и ноги должны быть как можно ближе друг к другу, при этом оставаясь прямыми. Затем по команде ведущего «Руки побежали!» шагать только руками вперед, а ноги при этом стоят на месте. По команде «Ноги догоняют!» дойти ногами к рукам, при этом руки стоят на месте и т. д. Затем таким же образом можно передвигаться назад.
«Кошка». Исходное положение - стоя на четвереньках. Выгибать и прогибать спину в поясничном отделе. Голова при этом движется синхронно с изменением поз: прогибание - голова вверх,
выгибание - голова вниз. Можно добавить разворот корпуса («кошка смотрит на свой хвост») в одну и другую стороны. Добавьте «мурр» при прогибе и «мяу» при выгибании.
Эффект. Помогает успокоить нервы и улучшает сон, развивает гибкость ног и позвоночника.
«Самолет». Исходное положение - руки к плечам. Вращать руками вперед-назад. Затем руки в стороны – изображать крылья.
«Смотрим по сторонам». Исходное положение - сидя или стоя. Поворот влево - левая рука движется назад, правая рука лежит на области сердца; поворот вправо - правая рука назад, левая на сердце и т. д. Движения свободные и размашистые. Голова также поворачивается вместе с туловищем в одну, а затем в другую сторону. отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным (по диагоналям); сведение глаз к центру.
Эффект. Выполнение этих упражнений вызывает раздражение вестибулярного аппарата, посредством движения эндолимфы полукружных каналов в них возникают нервные импульсы, которые поступают в головной мозг, и, следовательно, осуществляют стимуляцию работы нервов.
«Четыре стихии». Участники сидят в кругу. Ведущий договаривается, что если он скажет слово "земля", все должны опустить руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" – потрясти руками. (Эффект. Развитие внимания, снижение импульсивности)
«Лягушка» - положить руки на пол (колени). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости пола (колена). Одновременно (реципрокно) менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
Эффект. Развитие межполушарного взаимодействия.
«Утка». Выполнять ходьбу в положении сидя на корточках. Руки держать на поясе, ладони направить в стороны + Массаж. «Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
«Маленький птенчик». Руки согнуты в локтях, слегка прижаты к телу. Кисти на уровне плеч собраны в кулаки и смотрят вверх. Широко открывать и закрывать рот, так, чтобы тянулись уголки рта. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается.
«Воздушный шарик-1». Исходное положение – сидя на полу. Вдох. Расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета. Пауза (задержка дыхания). Выдох. Втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
«Пора отдохнуть». Исходное положение – лежа на спине. Инструктор: «Закроем глазки, расслабимся. Пусть отдохнут наши ручки и ножки, все наше тело. Мы сегодня славно потрудились, выполнили все задания и можем отдыхать. Лежим и слушаем, как поют птички за окном нашего домика. Наши руки становятся тяжелыми, наши ноги становятся тяжелыми. Все наше тело тяжелое-тяжелое. Птички поют. А мы отдыхаем. Постепенно птички поют все тише и тише. И мы ощущаем себя в нашей комнате (пауза… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».
Детская йога может помочь вашему ребенку развить гибкость, хорошую осанку и координацию движений, укрепить внутренние органы и улучшить общее состояние, а также быть более сосредоточенным в повседневной жизни (в школе, в детском саду и дома, стать гармонично развитой, творческой личностью. А нейропсихологическая коррекция способствует развитию мозга ребенка, улучшению процессов нервной деятельности, повышению умственных способностей. Нейрокоррекционные упражнения необходимы для развития внимания, моторики, восприятия, памяти и других высших психических функций. Нельзя забывать, что нейропсихология как наука была создана для помощи людям с травмами головного мозга, перенесшими инсульт и т. д. в целях помощи в восстановлении речи, движения и других высших психических функций (память, внимание, мышление). Именно поэтому использование нейрокоррекционных методов дает такие быстрые и значимые результаты.
Нельзя не отметить связь между физическим развитием ребенка и развитием его интеллекта, что давно подтверждено исследованиями ученых в различных странах мира. Поэтому Нейройога так полезна детям с ЗПР (задержкой психического развития, ЗРР (задержкой речевого развития, а также детям и с более серьезными проблемами (умственная отсталость, ДЦП, аутизм). Нельзя не отметить очень хороший эффект Нейройоги в работе с детьми-аутистами, когда с помощью разных «квакалок», «прыгалок» и «кричалок» удается вытащить (пусть сначала ненадолго) такого ребенка из его мира цифр, стихов, технических терминов или из какой-то еще «чудесной страны». Занятия Нейройогой делают ребенка здоровой, гармонично развитой, социализированной личностью.
Раменская Т. Ю, воспитатель МАДОУ д/с «Тополёк»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Тополёк» г. Советский.
Мастер класс на районный день открытых дверей
Тема: «Развитие речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи через элементы нейоройги»
Старшая группа компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи «Капитошки» (5-6 лет)
Раменская Т. Ю., воспитатель
г. Советский, 2018 г.
«Путешествие на далекий остров».
Краткое содержание. Мы собираемся отправиться на далекий остров, где нас ждут встречи с различными животными и насекомыми. Мы полетим на остров на самолете. А все ли собрали чемоданы? Соберем наш «Чемоданчик». Теперь пора садиться в самолет, но сначала нам надо проверить, хорошо ли работают ваши пальчики, смогут ли они нажимать на «Кнопки» в самолете. А теперь нужно помочь заработать двигателю «Продуваем двигатели»+ добавляем звуки П-п-п-п-п. Нам придется лететь очень далеко и долго, поэтому нам с вами нужно размять наши «Глазки», для того чтобы они могли внимательно за всем следить. Всё готово для полета, можем смело отправляться в путешествие. Заводим «Самолет» добавляем звуки У-у-у-у. Летим, и «смотрим по сторонам» в иллюминаторы. Там мы с вами видим «4 стихии». Вот мы и прилетели на остров. И кто же нас встречает? Это «Лягушка». Идем дальше и мы видим «Уточек»+массаж. Давайте пойдем за ними. Смотрите ребята, а здесь «Маленький птенчик» потерялся, наверное, давайте ему поможем
выполним, упражнение и наш птенчик найдет маму. А вот и «птички» мамы прилетели, давайте полетаем как они. Ребята посмотрите, вон полетел жук «Полет жука»+ «Скороговорка жук». Глядите ползёт «Гусеница» давайте, как она поползаем. Посмотрите, кто-то там спрятался? Мягкие лапки, а на лапках цап царапки кто это? «Кошка». А кошка у нас бывает добрая и злая. Давайте покажем добрую кошку - Мур, а теперь злую - Мяу. Засиделись мы что то в гостях, пора бы и честь знать. Давайте на прощание подарим нашим новым друзьям «Воздушный шарик» но необычным способом - надуем его в животе и попрощаемся с ними. Все садимся в «Самолёт» опять «Продуваем двигатели» проверяем «кнопочки». Ложимся в кресло, мы сегодня очень устали, нам «Пора отдохнуть». Вот мы и вернулись в наш детский сад и зверята с удивительного острова передали нам небольшой сундук и
записку с загадкой. Давайте отгадаем что же здесь лежит? Загадка –
Я за ниточку держу
Радужный фонарик
И боюсь, что улетит
Мой.
Ответ: Воздушный шарик
Правильно это воздушные шары, выбирайте, кому какой нравится.
Понравилось вам путешествовать на остров?
В следующий раз, я предлагаю, вам оправится в другое такое же интересное путешествие.
ФГОС дошкольного образования рассматривает овладения детьми речью средством общения и культуры как одно из основных направлений воспитания и обучения дошкольников, но в настоящее время очень много детей с тяжелыми нарушениями речи, что вызывает множество трудностей в практическом овладении воспитанниками нормами речи, формировании коммуникативных умений детей. Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, игры. Особенности нарушенного речевого развития детей препятствуют осуществлению их полноценного общения в социуме, что выражается в значительном снижении потребности в общении детей с речевыми нарушениями со сверстниками и взрослыми. Дети с общим недоразвитием речи имеют серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, отрицательно сказывающиеся на общении их с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками.
Детская йога может помочь вашему ребенку развить гибкость, хорошую осанку и координацию движений, укрепить внутренние органы и улучшить общее состояние, а также быть более сосредоточенным в повседневной жизни (в школе, в детском саду и дома, стать гармонично развитой, творческой личностью. А нейропсихологическая коррекция способствует развитию мозга ребенка, улучшению процессов нервной деятельности, повышению умственных способностей. Нейрокоррекционные упражнения необходимы для развития внимания, моторики, восприятия, памяти и других высших психических функций. Нельзя забывать, что нейропсихология как наука была создана для помощи людям с травмами головного мозга, перенесшими инсульт и т. д. в целях помощи в восстановлении речи, движения и других высших психических функций (память, внимание, мышление). Именно поэтому использование нейрокоррекционных методов дает такие быстрые и значимые результаты.
Нельзя не отметить связь между физическим развитием ребенка и развитием его интеллекта, что давно подтверждено исследованиями ученых в различных странах мира. Поэтому Нейройога так полезна детям с ЗПР (задержкой психического развития, ЗРР (задержкой речевого развития, а также детям и с более серьезными проблемами (умственная отсталость, ДЦП, аутизм). Нельзя не отметить очень хороший эффект Нейройоги в работе с детьми-аутистами, когда с помощью разных «квакалок», «прыгалок» и «кричалок» удается вытащить (пусть сначала ненадолго) такого ребенка из его мира цифр, стихов, технических терминов или из какой-то еще «чудесной страны». Занятия Нейройогой делают ребенка здоровой, гармонично развитой, социализированной личностью.
«Воздушный шарик-1». Исходное положение – сидя на полу. Вдох. Расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета. Пауза (задержка дыхания). Выдох. Втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
«Пора отдохнуть». Исходное положение – лежа на спине. Инструктор: «Закроем глазки, расслабимся. Пусть отдохнут наши ручки и ножки, все наше тело. Мы сегодня славно потрудились, выполнили все задания и можем отдыхать. Лежим и слушаем, как поют птички за окном нашего домика. Наши руки становятся тяжелыми, наши ноги становятся тяжелыми. Все наше тело тяжелое-тяжелое. Птички поют. А мы отдыхаем. Постепенно птички поют все тише и тише. И мы ощущаем себя в нашей комнате (пауза… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».
Раменская Т. Ю, воспитатель МАДОУ д/с «Тополёк»