Светлана Тишина
Мастер-класс по изготовлению новогодних елочек из конусов
▼ Скачать + Заказать документы
Самоделка. Какое хорошее слово!
Сам сделал своими руками! Смастерил игрушку, поделку, вещь в которую вложили свой труд, фантазию, выдумку — такая работа дорогого стоит.
Это ли не радость, если ребенок встает в позицию созидатель; начинает ощущать удовольствие и гордость от результатов своего труда, если он все больше утверждается в своих возможностях, уверение берется за изготовление новой самоделки.
А знаете ли вы, уважаемые педагоги, к какой удивительной развивающей и полезной деятельности приобщается ребенок?
Темочки:
Он активно получает знания, умения и навыки, которые станут его достоянием на всю жизнь. Малыш приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объем его новых представлений, умений, приобретаемых в учебе, в труде, в жизни.
Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию техническою мышления. Ребенок учится обдумывать и создавать схему будущей поделки, подбирать материал с учетом возможностей его использования, придумывать оформление, приемы изготовления.
Ребенок начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. Он познает свойства самых различных материалов: бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала.
Маленький дизайнер творит по законам красоты и гармонии. Он старается сделать свою поделку красивой, прочной, аккуратной, выразительной. При этом развиваются его фантазия, творчество, художественный вкус. Он учится подбирать цветовые сочетания и формы, выстраивает композиции. Малыш приобщается к красоте природы и мира, созданного руками людей, учится понимать и ценить прекрасное, при этом сам активно стремится к созиданию.
Труд детей должен воспитывать, наполнять содержанием их умственные и творческие интересы, возвышая эстетическую красоту. А если учесть, что в художественном труде дошкольник обнаруживает высокую заинтересованность, успеваемость и сознательное стремление научиться, то заниматься им ребенку как говорят в народе: «Сам бог велел».
Развитие познавательных мотивов — это основа подготовки ребенка к школе, залог того, что малыш будет расти наблюдательным, любо-знательным, сообразительным, находчивым, усидчивым, активно-творческим и самостоятельным. Очень важно понять: ребенок не исполнитель, а творец.
Программные задачи по ручному труду прямо требуют от воспитателей организовать работу так, чтобы умения и навыки, полученные на занятиях по конструированию, использовались при последующем изготовлении различных поделок для игры, подарков, сувениров.
В ручном труде цель педагога: приучать детей использовать, творчески применять навыки и знания, полученные на занятии.
Дети выполняли работу по ручному труду, близкую по содержанию с занятием. Для того, кто плохо усваивал материал на занятии, практическое повторение полезно и необходимо для закрепления навыков и способов действий. А для тех, кто овладел навыками работы с материалом на занятии, всегда ставилась задача, требующая творческих размышлений.
Воспитатели нашего детского сада развивают у детей художественный вкус, пробуждают фантазию, преподносят малышам первые в их жизни уроки творческого труда, прививают навыки работы, приучают к терпению и упорству, развивают воображение и творческое мышление, интеллектуальные способности; формируют стремление мастерить своими руками, глядя на окружающий мир глазами художника, дарят счастье творца.
Ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей. Старшего дошкольника увлекает сам процесс работы (пилить, строгать, резать ножницами, склеивать и т. п.) и, конечно, ее результат. Ведь с игрушкой, которую он смастерил, например, из картона, старых коробок, можно играть, можно подарить ее младшим брату, сестре.
Кстати, самодельная игрушка бывает ребенку часто не менее интересна и нужна, чем покупная. Например, для игры «в моряков» ребёнок смастерил из тонкого картона бинокль, с помощью которого, оказывается, можно прекрасно разглядеть морские дали! Вышитая салфеточка, закладка для книги, корзиночка-сувенир из природного материала (колючки, шишки, мох) — хорошие подарки взрослому члену семьи ко дню рождения, к любому другому празднику. А это уже проявление внимания к родным со стороны ребенка.
Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания. Содержание ручного труда тесно примыкает к конструированию.
Изготовление игрушек в большей степени, чем другие виды труда, прокладывает первые пути к политехническому образованию. В этом труде дошкольники уточняют свои представления об окружающих предметах, делают первые шаги в увлекательный мир техники, что имеет немаловажное значение для их последующего развития.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее и пр.). В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи, применяя для этого то одни, то другие инструменты, способы соединения частей (клеем, гвоздями, путем складывания и пр.). Так, обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. Из нее можно делать стаканчики для черенкования растений, коробочки для обрезков бумаги, закладки для книг, елочные украшения.
Труд по изготовлению различных предметов для игры и быта, вначале планомерно направляемый педагогом, а затем осуществляемый ребенком самостоятельно, имеет воспитательное значение и в том, что у детей развивается умение ставить цель, настойчивость в её достижении, справляться с трудностями. Дети учатся намечать пути осуществления поставленной цели, продумывать последовательность действий, способы обработки материала, соединения его частей.
Педагог помогает детям предварительно подобрать основные части задуманной конструкции, продумать процесс их соединения. В практике нередко используют в качестве средства соединения частей пластилин. Это ухудшает внешний вид изделия; прочность же его оказывается очень невысокой. Поэтому такой способ не следует рекомендовать. Лучше использовать клей, сколачивание гвоздями.
Предварительное продумывание работы дает возможность ребенку в процессе самого труда направить силы на усложнении конструкции, тщательную ее отделку, а также быстрее получить нужный результат.
В работе с детьми необходимо предоставлять им возможность осуществлять свой замысел, проявлять творчество. Источником; замысла детей является, с одной стороны, окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, с другой развивающаяся игра, в ходе которой возникает необходимость изготовления игрушек. При этом педагог побуждает детей к тому, чтобы они стремились сделать игрушку красивой. Следовательно, детям надо дать разнообразные впечатления, предоставить возможность хорошо рассмотреть предмет, который можно затем сделать самим.
Развитие наблюдательности, умения видеть характерные особенности предмета, запомнить их и воспроизвести в процессе работы важная задача воспитания. Ясное представление о предмете положительно влияет на осуществление замысла, на качество выполнения работы.
В программе по воспитанию и обучению детей в детском саду Ручной труд рекомендуется начинать со старшей группы, но мы используем его с младших возрастных групп. Например, для поделок в качестве подарков близким на праздники, для оформления групп или для игр.
Изготовление новогодних елочек из конусов
Цель: учить ребёнка делать ёлочку из готовых конусов своими руками; упражнять в работе с клеем и кисточкой; развивать фантазию, эстетические чувства, мелкую моторику; учить любоваться своими работами.
Ёлочка из пряжи
Материал: конус из картона, двухсторонний скотч, пряжа «травка».
Методика: наклеить на конус вертикальные полоски из двухстороннего скотча. Затем обмотать пряжей конус, начиная с макушки. Можно украсить ёлочку, приклеив на клей небольшие бусинки и бантики.
Ёлочка из мишуры.
Материал: конус из картона, двухсторонний скотч, небольшие конфетки в зелёной, красной и жёлтой обёртке.
Методика: наклеить на конус горизонтальные полоски из двухстороннего скотча. Затем на него за «бантики» приклеить конфетки так, чтобы зелёные покрывали, почни всю поверхность конуса, а красные и жёлтые конфетки служили украшением ёлочки.
Ёлочка из пуговиц
Материал: конус из картона, зелёный пластилин, пуговицы разного цвета и размера.
Методика: мягкий, разогретый пластилин нанести на конус ровным слоем (толщиной примерно 1 см.). Затем на него приклеить пуговицы, прижимая их к пластилину.
Ёлочка из 3 конусов
Материал: три конуса из картона разной величины.
Методика: составить один конус на другой по принципу пирамидки.
Ёлочка из ладошек
Материал: конус из картона, зелёная двухсторонняя бумага, клей, ножницы простой карандаш.
Методика: простым карандашом обвести ладошку ребёнка. Вырезать 20 шт. ладошек. На клей по кругу наклеить ладошки на конус. Получившуюся ёлочку можно украсить вырезанными из цветной бумаги кружочками.