Зайнулина Залифа Шамиловна
Мастер-класс «Особенности башкирского танца»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс на тему : «Особенности башкирского танца»
Цель: Создание целостного понятия башкирской народной хореографии, раскрытие ее особенностей.
Задачи:
Образовательная: формирование знаний о танцевальной культуре башкирского народа.
Развивающая: развитие интереса к танцевальной культуре башкирского народа
Воспитательная: формирование художественного и эстетического вкуса
Методы и приемы: объяснение, демонстрация, показ, практическая работа.
Оборудование:
Темочки:
- Башкортостан. Башкирский народ
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Танцевальный зал с зеркалами и станком, музыкальное сопровождение (фортепиано, компьютер, музыкальный центр).
План-конспект
1. Башкирское хореографическое искусство.
У башкир танец является одним из наиболее популярных видов искусства. Хореографическое искусство у башкир было обусловлено характером труда и быта народа. В танцах нашли отражение особенности хозяйственной жизни, образное восприятие окружающей природы, прекрасное знание повадок зверей, птиц, животных. Башкирский танец изначально театрален, поскольку органично переплетен со словом, главным образом – песней, ее жизненными сюжетами и натуральными характерами и держит «в уме» старинные притчи, заговорные присловья, эпические речения.
В прошлом танцы выполняли определенные функции на различных обрядах, праздниках, охотничьих, военных и иных ритуалах. Праздники, обряды играли большую роль в сохранении и развитии народной художественной культуры и особенно искусства танца, поскольку ни один вид искусства так не нуждается в зрителе, как танец. Рашида Туйсина выразила смысл народного танца так : «Танец – та же речь. Слово народа, сказанное о себе»
2. Особенности башкирского танца.
Каждое движение в башкирском танце выражало определенный вид (элемент, выполняемый в быту, в жизни работы: подражание бегу, скачкам, охоте – в мужских танцах; прядение, приготовление пищи – в женских танцах. В танцах находят художественное воплощение характер башкирского народа, его темперамент, эстетические идеалы, отношение к добру и злу.
Неповторимую красочность и своеобразие башкирский народный танец приобрел благодаря гармоничному и одновременно контрастному сочетанию танцевальных движений. Особенной выразительностью, техникой исполнения в башкирских танцах отличаются движения ног. Это могут быть и простые шаги, маршевый широкий шаг, шаги на полуплие, шаги в сторону с ударом ступней друг о друга, удары пятки одной ноги о пятку другой.
Многократная повторность «дробей» основана, по всей вероятности, на ритмических ассоциациях древних башкир. Ритмы верховой езды, конные состязания, военные походы, охоты на лошадях, все это не могло не повлиять на рождение танцевальных ритмов типа «тыпырлау», «ат сабыу». Основным средством раскрытия образа башкирского народного танца, его характера и национального своеобразия являются движения рук, исполняющиеся, как правило, в гораздо более медленном темпе, чем движения ног. Ритм танца при этом, часто поддерживается щелчками пальцев рук, хлопками в ладоши, звуками ударных инструментов, подбадривающими и звукоподражательными возгласами.
Охотничьи, военные, пастушеские танцы исполнялись только мужчинами. В этих танцах образно передаются военные и охотничьи навыки, джигитовка и, в целом, быт скотоводов-кочевников. Мужской танец отличается динамичностью, силой и четкостью исполнения движений, свойственных джигиту. Главными в таких танцах являются движения, имитирующие бег, скачки, галоп, иноходь, пришпоривание коня. Эти движения сопровождаются различными дробями.
Башкирский женский танец – стремительный и плавный одновременно. Его отличает богатство рисунка рук, предельная четкость движений. Женственность и скромное лукавство – в каждом жесте и даже вскользь брошенном взгляде. Движения рук мягки и пластичны.
Основные движения башкирского женского танца :
1. Переменный ход
2. Дробный ход
3. Выстукивание.
4. Ход назад с ударом пятками об пол
5. Боковой ход
6. Простая дробь
7. Боковое переступание
8. Переменный шаг с трилистником
9. Припадание вперед
10. Веретено
11. Вибрация кистями
12. Шаг с двойным ударом ступни
13. Припадание назад.
Основные движения башкирского мужского танца :
1. Уксябаш
2. Дробь с притопом
3. Ход с подбивкой
4. Ход с поворотом пятки
5. Качалка
6. Ход с переступанием
7. Ход со скольжением вперед
8.»Голубец»
9. Подскок и «веревочка»
10. Ход с надбивкой и покачиванием рук
11. Подскок с переступанием
12. Боковой ход с поворотом пяток
13. Удар пяткой с подскоком
14. Ключ
15. Переступание по пятой позиции
16. Переступание по шестой позиции
17. Ход трилистником
18. Прыжки по пятой позиции
Составление танцевальных композиций из этих движений (разученных)
Заключение
Башкиры очень бережно и с большим уважением относятся к своему творческому наследию. Народное творчество в современном Башкортостане не только не утратило своего значения, но и широко развивается, является неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения благодаря стремлению самого народа не утереть своих национальных традиций. Поэтому мы считаем, что для детей очень важно иметь представление о башкирской народной хореографии как о целостном, органичном и богатом наследии, сформировавшемся в глубине времен и эпох. Как об одном из самых выразительных и изобразительных видах башкирского народного творчества, несущего в себе связь многих поколений башкирского народа – настоящем сокровище национальной культуры.