Анна Ким
Конспект мастер-класса «Кубо-бум»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс
Кубо-бум
Главное для педагога – помнить, что все дети звёзды, маленькие и большие, близкие и далёкие, но одинаково красивые. Каждая звёздочка выбирает свою траекторию полёта. И наша задача – помочь им в этом. Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным.
Цели современного образования согласно ФГОС ДО, соответствуют принципу «Учить не науке, а учить учиться». Перед современным педагогом стоит вопрос: какие технологии и приёмы использовать?
Публикация «Конспект мастер-класса „Кубо-бум“» размещена в разделах
Кубики – самая популярная детская развивающая игрушка. Несмотря на огромное разнообразие игрушек, кубики не теряют популярность и уже несколько столетий остаются неизменными спутниками детей во всем мире. Кубики знакомы десяткам поколений детей, и у этой игры есть одна важная особенность: в ней наилучшим образом реализован принцип обучения ребенка через игру.
Внешне они кажутся очень простыми, но это обманчивое впечатление. На самом деле при ближайшем рассмотрении оказывается, что их потенциал широк! Благотворное влияние игры с кубиками на развитие ребенка было доказано учеными в ходе многочисленных исследований.
Впервые о роли кубиков для развития детей рассказал в ХVII ст. английский философ Джон Локк, который высказал мысль о важности игры в обучении. Кубики не раз становились объектом внимания ученых, и они доказали положительное влияние игры на развитие ребенка, которая стимулирует: пространственное мышление, умение принимать решения, эмоциональное и речевое развитие.
Существуют различные виды кубиков, которые изготавливают из разных материалов. Каждый год появляются новые виды кубиков. Сегодня они широко используются в различных развивающих методиках.
Кубики Кооса – это специальная методика, которая была разработана в 1920 году американским психологом и педагогом С. Коосом с целью выявления и развития умственных способностей детей старше 5 лет и взрослых.
Все грани кубиков окрашены в определенные цвета, причем некоторые из них являются одноцветными, а другие – двухцветными. В наборе имеются карточки с заданиями, упорядоченными по уровню сложности. Кубики нужно сложить таким образом, чтобы рисунок соответствовал изображению.
На основе методики Кооса российскими педагогами Никитиными были разработаны другие развивающие кубики, например, «Сложи узор». Все эти занятия развивают мелкую моторику пальцев и интеллект, способствуют формированию внимательности, усидчивости и сосредоточенности на одном виде деятельности.
IQ – кубики представляют собой набор интеллектуальных игр для активной подготовки к школе. Особенность игр состоит в том, что они способствуют одновременному развитию моторной и мыслительной деятельности ребёнка. Такое сочетание активизирует основные психические функции ребёнка, ускоряет его интеллектуальное развитие, повышает эффективность подготовки к школе. Важно, чтобы задания были не слишком сложными. Ведь это игра, а значит, должно быть интересно и весело.
Мягкие кубики по методике Монтессори способствуют развитию тактильного восприятия, знакомят детей с окружающим миром.
Теремки Воскобовича – базовая разработка. Есть кубик, есть теремок. Кубик вкладывается в теремок – получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слове. Теремки с кубиками соединяются вместе и таким образом составляются слова. В результате процесс обучения чтению превращается в занимательную игру.
В своей работе я активно использую игру «Кубики историй» в технике сторителлинг. Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй». В русском языке ему соответствует, на мой взгляд, наиболее подходящий синоним «сказительство», т. е. повествование сказок, былин, притч…Кубики можно изготовить своими руками, а можно купить. Сначала выбираем историю, главного героя, жанр. Игра начинается! Первый игрок достаёт из шкатулки, коробочки или мешочка кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать увлекательную историю. Затем следующий ребенок достает, бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. Каждый раз история получается новая, неповторимая! Таким образом, техника «сторителлинг», лежащая в основе «Кубиков историй» развивает связную речь детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения.
Набор кубиков для развития связной речи дошкольников. В наборе представлено пять групп кубиков: кубики с изображением предметов, кубики с изображением действий, кубики с цифрами, с геометрическими фигурами и кубики, обозначающие цвет. Ребенок бросает два кубика и составляет словосочетания в разных вариациях: предмет и цвет, предмет и количество, фигура и цвет, предмет и действие и т. д.
Одной из популярных технологий, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, является «Кубик Блума». Она представляет собой обычный бумажный куб, на гранях которого написаны задания: назови, почему, объясни, предложи, придумай, поделись. Формируется тема образовательной деятельности, которая и определяет круг вопросов, на которые придется отвечать. Педагог или воспитанник бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Вопрос следует начать с слова, указанного на грани кубика.
«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах образовательной деятельности любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.
«Кубик эмоций». Все игры с эмоциональным кубиком требуют доверия между взрослыми и детьми. Цель данного игрового пособия является развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Первый вариант игры «Кубик эмоций» : распечатываем кубик, вырезаем и склеиваем; бросаем кубик по очереди.
Варианты заданий:
а) Изображаем выпавшую на кубике эмоцию. Остальные игроки отгадывают ее.
б) Вспоминаем, кто из сказочных героев переживал подобные чувства и в какой ситуации: можно обсуждать разные сказки, а можно одну. Например, когда Буратино был сердитым? удивленным? радостным? спокойным? грустным? Почему он радовался/грустил/сердился и т. д.?
в) Вспоминаем и рассказываем ситуации из своей жизни, когда испытывали те же эмоции, что выпали на кубике.
г) Начинаем придумывать сказку о персонаже. Бросаем кубик. В соответствии с выпавшей эмоцией продолжаем сюжет (герой удивился - чему). Дальше бросаем кубик. Герой обрадовался - чему? что произошло в нашей истории?
д) Подбираем ряд слов, близких по значению к выпавшей эмоции. И придумываем с ними предложения. Это задание для детей с 6 лет.
Второй вариант игры «Кубик эмоций» - зеркальный кубик. Видя свое отражение лица, ребенок с помощью мимики передает настроение героев, изображенных на кубиках, например, грустная матрёшка, веселый космонавт, злой котенок и т. д.
Следующий забавный развивающий кубик называется «Парикмахер». Он помогает в увлекательной форме развивать мелкую моторику будущих первоклассников.
В заключение мастер – класса, я предлагаю вам продолжить фразы. Кому я бросаю кубик, тот и продолжает:
1. Сегодня я узнала…
2. Было интересно…
3. Я поняла, что…
4. Теперь я могу…
5. Я научилась…
6. Я смогла…
7. У меня получилось…
8. Меня удивило…
Спасибо за внимание. Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!