Приложение МААМ

Конспект мастер-класса «Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников»

Ирина Мандрыкина
Конспект мастер-класса «Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить с новой технологией, помочь освоить и применять на практике технологию «скрайбинг».

Задачи:

Ответить на вопрос «Что такое «скрайбинг»?».

Помочь педагогам создавать собственный скрайб.

Планируемый результат.

По окончании мастер-класса слушатели узнают :

что такое «скрайбинг»;

какое оборудование необходимо для создания «скрайбинга»;

Публикация «Конспект мастер-класса „Использование технологии „скрайбинг“ в речевом развитии дошкольников“» размещена в разделах

участники познакомятся с технологией «скрайбинга», изучат варианты использования данной технологии в работе с детьми дошкольного возраста и с родителями воспитанников.

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые педагоги! Уверенна, что наша встреча оставит у вас положительные эмоции, будет познавательной и плодотворной.

Для проведения данного мастер-класса я поставила для себя следующую цель:

познакомить с новой технологией, помочь освоить и применять на практике технологию «скрайбинг».

Так же выделила такие задачи:

познакомить педагогов с технологией «скрайбинг»;

показать важность применения технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников;

создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса.

Начать я хотела бы с древней японской пословицы: «Расскажи мне – и я услышу, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать самому – и я научусь!»

Образовательная область «Речевое развитие» по ФГОС ДО – это одна из важнейшей образовательных областей. Наверное, самым важным приобретением ребенка в дошкольном детстве, является освоение родного языка. Задача педагога выбрать верное направление работы, создать условия для того, чтобы речь ребенка не только бы развивалась, но и была бы правильной и грамотной. Ведущим видом деятельности в ДОУ является игра, поэтому целесообразно использовать игровые технологии.

Какие же технологии можно использовать в речевом развитии детей? Технологии, которые делали бы процесс обучения увлекательным и интересным для детей. Одной из таких технологий является «скрайбинг». Это новое слово не так уж давно появилось в сфере образования.

«Скрайбинг» от английского «scribe» – набрасывать рисунки или эскизы. Искусство отражать свою речь в рисунках параллельно с докладом говорящего.

«Скрайбинг» изобретен британским художником Эндрю Парком. Он бывает ручной и компьютерный.

Это технология, при которой объяснение смысла происходит с помощью простых рисунков. Используя технологию «скрайбинг», можно сделать простым знакомство со сложным, увлекательно преподнести фактически какой угодно материал.

Технология «скрайбинг» претерпела изменения в ходе развития, но не стоит говорить, что он стал неповторимой находкой, у которой не было аналогов. Всем известно о наскальных рисунках – истории, которые смогли рассказать нам о жизни человека до нашей эры. Может быть это и были те истории, что положили начало зарождения технологии, которую каждый человек способен легко использовать, чтобы объяснить информацию без слов?

Давайте предположим, что нам нужно донести некоторые сведения о Солнечной системе до наших потомков. Как нам сделать это понятно для них? Что нам лучше использовать? Текст с описанием системы или ее рисунок? Допустим, мы выберем текст. На каком языке нам оставить послание? Как узнать, будет ли он понятен людям, которые будет жить через тысячу лет после нас? Я думаю, что у рисунков больше шансов быть понятыми спустя многие тысячелетия. Что нам и доказала история с накальными рисунками.

Главной особенностью «скрайбинга» среди разнообразия других способов донесения информации является тот факт, что он дает возможность задействовать одновременно несколько анализаторов (слух, зрение) и воображение дошкольника, что помогает правильно понимать и лучше запоминать информацию.

Можно подумать, что термин «скрайбинг» совсем нам не знаком. Но если вспомнить наше детство, мы все были чуть – чуть «скрайберами». Ведь прежде чем научиться читать и писать, мы научились рисовать. Рисовали несложные картинки и демонстрировали их родителям, поясняя, что это. И с их помощью мы старались донести нужную информацию, передать свое настроение, эмоции, чувства.

Что же дает воспитателю применение технологии «скрайбинга» с детьми дошкольниками на занятиях? Оно помогает детям наглядно представить, запечатлеть в памяти, а затем воссоздать материал. 80% полученной информации человек воспринимает визуально. В связи с этим устный рассказ с наглядным сопровождением легче запоминается, чем рассказ без него. Работая с данной технологией, мы не нагружаем дошкольников большим объемом текста, а упрощаем им восприятие упрощенными рисунками. Это помогает ребенку не только быстрее запомнить, но и делает процесс запоминания интереснее.

Технология «скрайбинг» показала свою эффективность в качестве дополнительного средства развития связной речи, так как мышление дошкольников характеризуется предметной образностью и наглядной конкретностью.

Визуализируя, дошкольник связывает полученную информацию в целую картинку. Кроме того, технология «скрайбинг» позволяет в процессе участия развить у них критическое и образное мышление.

Инструменты для «скрайбинга».

Опытный «скрайбер» использует в своей работе любую поверхность и инструмент, который может оставить след, нарисовать изображения.

Такими инструментами, например, могут быть:

фломастер, маркер, ручка, карандаши

скетчбук,

флипчарт,

доска для рисования.

Фундаментом в технологии «скрайбинг» является становление визуальных образов – знаков, символов, рисунков, которые мы считываем. Но все же главным в этой технике является не составление картинки или схемы, а история, ведущая за собой повествование.

Какие же виды «скрайбинга» можно выделить:

Рисованный «скрайбинг» – это классический вид, когда воспитатель или дошкольник рассказывая о чем-либо, одновременно иллюстрирует рассказ. Например, учитель работая над объяснением нового материала, одновременно мелом «иллюстрирует» сказанное на доске. Главное условие, чтобы эти два процесса проходили параллельно друг другу.

Аппликационный «скрайбинг» – вид технологии, при котором на любой фон выкладываются и наклеиваются уже готовые отображения, соответствующие читаемому тексту.

«Скрайбинг» «фланелеграфный». Знакомый по одному из видов кукольного театра вид «скрайбинга». Для работы по такому виду необходима доска, обтянутая фланелью. К этому материалу хорошо «прилипают» фигурки. При «экранизации» сказок, такой вид станет хорошим помощником педагогу и малышам.

Магнитный «скрайбинг». Этот вид является вариантом аппликационного, но с различием в том, что уже готовые фигурки удерживаются магнитами на презентационную магнитную доску.

«Скрайбинг» компьютерный. Это более современный вид «скрайбинга». При работе в данной технике понадобятся специальная программа и онлайн-сервисы.

Технология «скрайбинг» представляет собой, в принципе, не что-то новое в образовании. Похожие методы и приемы можно встретить и в других технологиях.

Может быть вы сможете назвать, в каких технологиях встречаются похожие методы и приемы? Это тризовский прием – кодировка, мнемотаблицы, экранизация сказок.

Но, все же в этих технологиях дошкольникам дают уже готовые таблицы, что не помогает развивать у них творческое воображение, фантазию, возможность придумать свои символы, кодировку.

«Скрайбинг» поможет сделать процесс заучивании стихотворений, запоминания рассказов простым, интересным, творческим.

Детский писатель К. И. Чуковский много говорил о связи между процессом чтения и рисования как о параллельном развитии рисунка и речи. Одной из заповедей детских писателей является образность текста, т. е. на каждые две строчки, ребёнку нужно нарисовать картинку.

Освоение средств знаково-графических схем, поможет старшему дошкольнику в дальнейшем обучении четко излагать свои мысли, грамотно и интересно рассказывать, делать выводы и заключения, обосновывая их.

В заключении можно сделать вывод, что внедрение технологии «скрайбинга» в процесс формирования и развития связной речи у детей дошкольного возраста, высоко повышает эффективность процесса запоминания, повышает объём запоминаемого текста, развивает словарный запас, речь.

Так что вооружайтесь мелом, фломастером или карандашом и творите! Язык рисунка понятен всем!

А сейчас перейдем к практической части нашего мастер – класса. Приложение 1.

Приложение 1

Практическая часть мастер – класса

А сейчас я предлагаю вам попробовать себя в роли «скрайберов». Давайте попробуем создать серию картинок и с их помощью пересказать рассказ.

Магнитный скрайбинг

Предлагаю коллегам сделать пересказ русской народной сказки

«Репка».

Посадил дед репку — выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула Жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула кошка Машка мышку. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытащили репку! (Педагоги прослушав рассказ, с помощь картинок пересказывают сказку, используя магнитную доску).

Аппликационный «скрайбинг»

Можно предложить заучивать любое стихотворение с помощью аппликационного скрайбинга. Например:

Мишка лапти надевал,

Надевал и горевал:

- Здесь один, а где второй?

Правый лапоть мой с дырой

Заглянул медведь под стол

И пропажу там нашел.

Стало лаптя 2 опять,

Можно по лесу гулять.

(Предлагаю воспитателям на произвольный фон наклеить готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту).

Рисованный «скрайбинг»

А сейчас я предлагаю вам «нарисовать» стихотворение И. Винокурова «Осень в парке».

Ходит осень в нашем парке

Дарит осень всем подарки

Бусы красные рябинке

Фартук розовый осинке

Зонтик желтый тополям

Фрукты осень дарит нам!

(Педагогам предлагаются на выбор материалы для рисованного «скрайбинга»).

Автор публикации:
Конспект мастер-класса «Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников»
Опубликовано: 11 января 2024 в 20:54
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект мастер-класса «Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Мандрыкина (УИ 123687) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД