Татьяна Вайцель
Конспект мастер-класса «Исследовательская деятельность дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Заинтересовать педагогов проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.
Задачи:
1. Ознакомить педагогов с условиями развития любознательности у детей дошкольного возраста.
2. Привлечь внимание и заинтересовать педагогов к развитию познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.
3. Углубить знания педагогов по вопросам экспериментирования с реальными и абстрактными объектами.
Публикация «Конспект мастер-класса „Исследовательская деятельность дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
4. С помощью мастер – класса передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.
Материалы для игр – экспериментов: презентация, стаканы: с минеральной водой и обычной, мелкие кусочки пластилина; сосуды разной формы; четверть стакана подкрашенной воды, четверть стакана подсолнечного масла и четверть стакана сиропа; молоко, пищевые красители разных цветов, жидкое мыло, ватные палочки и стеклянная емкость.
Ход мастер - класса :
Воспитатель: Я рада видеть вас в этом зале.
Добрый день всем, кто пришел сюда с хорошим настроением!
Воспитатель: Мой мастер - класс посвящен теме: «Исследовательская деятельность, как средство успешного развития любознательности детей» и нашу встречу мне хочется начать с таких слов:
Любознательные дети
Всё желают знать на свете?
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладошки долетая?
Почему ползут барханы?
Почему висят туманы?
Почему земля и море
Целый век друг с другом в споре -
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться
А учиться и учиться.
Воспитатель: Мы с вами живем в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.
Очень много вопросов «почему», «как», «бывает-не бывает» возникают у детей.
- Скажите, а вам дети часто задают вопросы?
- Хорошо это, или плохо, когда дети задают много вопросов? (ответы педагогов).
- Как вы считаете, на все ли вопросы нужно отвечать сразу?
-Давайте задумаемся, может какие – то из них можно было проверить опытным путем?
Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»
Ребенок очень любознателен. Его интересует все новое, неизвестное.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.
Задача взрослых – создать условия для формирования мировоззрения.
Для этого и существует детское экспериментирование. Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов в детском саду.
Воспитатель: С вашей помощью сегодня я хочу продемонстрировать некоторые занимательные опыты, которые можно использовать в работе с детьми.
Воспитатель: Перечислите с какими объектами неживой природы можно проводить эксперименты:
Коллеги: вода, снег, солнце, камни, песок, глина… воздух.
Воспитатель: В моей практике одни из самых любимых опытов у детей, являются опыты с водой. Дети узнают, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает, значение воды, кому она нужна для жизни, как человек использует воду.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам особо понравившийся детям - научный эксперимент «Цветная жидкость».
Воспитатель: Помогите мне, пожалуйста, провести эксперимент?
( На столе в одинаковых пропорциях находится жидкость: сироп, подкрашенная вода и подсолнечное масло.)
Воспитатель: Что произойдет, если всю жидкость слить в один стакан?
- Проделаем опыт: первым вливаем сироп, затем подкрашенную воду и последнее – подсолнечное масло.
- В итоге эксперимента получилась следующая картина: сироп, как самая плотная жидкость, осела на дно, посередине подкрашенная вода, а масло всплыло наверх (легкая плотность).
Воспитатель: В моей практике этот же эксперимент для детей проводили с использованием обычного молока, создавая настоящую цветовую симфонию.
Воспитатель: Следующий, особо понравившийся эксперимент. «Танцующие краски» или «Взрыв цветов»
Для этого потребуется: молоко, пищевые красители разных цветов, жидкое мыло, ватные палочки и стеклянная емкость.
Воспитатель: Кто мне поможет провести эксперимент?
Воспитатель: Налейте в стеклянную емкость немного молока. Добавьте по капле пищевые красители различных цветов в центр емкости. Далее окуните ватную палочку в жидкое мыло. Поместите намыленный конец палочки в центр тарелки и подержите 10-15 секунд. Посмотрите, какой взрыв цветов и красок!
Вывод: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам провести опыт с воздухом и выявить его свойство. Опыт называется «Пузырьки спасатели».
- Помогите мне пожалуйста.
Воспитатель: Налейте, пожалуйста, в один стакан газированную воду, а в другой обычную. Сразу бросьте в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. (Коллеги выполняют задание.)
- Обратите внимание на стакан с обычной водой.
Воспитатель: Что произошло с пластилином.
Коллеги: кусочки пластилина опустились на дно.
Воспитатель: Почему?
Коллеги: пластилин тяжелее воды, поэтому тонет.
Воспитатель: А теперь посмотрим на 2 стакан с газированной водой
- Что мы видим?
Коллеги: пластилин поднялся наверх
Воспитатель: - Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Вы правы, в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; когда пузырьки воздуха выйдут из воды, пластилин опустится на дно.
Воспитатель: Занимательные опыты способны много дать для развития детей дошкольного возраста. Научные опыты, проведенные в виде игры, учат детей быть любознательными, внимательными, развивают эрудицию. В результате ребенок на наглядном примере усваивает те законы физики и химии, которые впоследствии будет проходить в школе.
При этом вам не понадобятся дорогостоящие наборы химических веществ: всё необходимое вы найдете в саду, дома.
Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!