Екатерина Волковая
Мастер-класс «Формирование предпосылок личностных УУД у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Раскрыть возможности формирования предпосылок универ-сальных учебных действий у дошкольников при освоении образовательной области «Физическая культура»
Задачи:
• продемонстрировать способы формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий;
• научить определять и находить предпосылки универсальных учебных действий;
• создать условия для активного взаимодействия участников ма-стер - класса между собой;
• организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности.
План:
Публикация «Мастер-класс „Формирование предпосылок личностных УУД у дошкольников“» размещена в разделах
1. Постановка проблемы.
2. Предпосылки личностных универсальных учебных действий.
3. Рефлексия и рефлексивные действия.
4. Анализ мероприятия, направленного на развитие предпосылок личностных УУД и проектирование собственных.
8. Рефлексия.
Ход мастер – класса :
Дорогие коллеги!
Как здорово, что наш мастер-класс объединил вместе активных, заинтересованных в своём профессиональном росте людей из разных дошкольных учреждений нашей области!
Универсальные учебные действия – это стройная и целостная система, характеризующаяся тем, что происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими, аналогичными видами деятельности и общей логикой возрастного развития. Исходя из этого, немало важное место в ДОУ занимает формирование предпосылок личностных универсальных учебных действий, особую роль в которых занимает самосознание. Это означает, что у ребенка сформировано представление о себе и о своих возможностях, проявляется самопринятие и самоуважение, то есть имеется самооценка и Я-концепция, как результат самоопределения. Особенно ярко это проявляется у детей старшего дошкольного возраста. Но даже в этом возрасте ребенок не может объективно оценивать себя. Ему необхо-дима помощь взрослого, который помогает проанализировать действия ребенка в сравнении с действиями других детей. Основной задачей педагога является научить воспитанника сравнивать себя с другими в схожих ситуациях. Результатом работы станет наличие рефлексии – способности ребенка самостоятельно и адекватно оценивать свои действия. Это является прекрасной базой для дальнейшего саморазвития и самосовершенствования личности ребенка и фундаментом будущей системы формирования предпосылок универсальных учебных действий.
Идеал – эталонный объект, который обладает определенными каче-ствами.
Настоящий человек – реальная личность, разнится с идеалом.
Основная задача рефлексивной самооценки состоит в том, чтобы научить реальную личность сравнивать себя с неким «идеалом», находить отличия, варианты их устранения.
В качестве идеального объекта на занятиях физической культурой могут служить пиктограммы основных положений, движений и упражнений, видов спорта. Их можно использовать как при проведении общеразвивающих упражнений, так и после, когда каждый ребёнок получает карточку, на которой в виде пиктограмм изображены основные движения, в которых нужно поупражняться данному ребёнку, и указана последовательность выполнения упражнений.
Правила подвижных игр так же служат эталоном. Ведь от того соблюдает ребенок их или нет зависит его результат. Во время игр нужно позволять воспитанникам пробовать себя в разных ролях и оценивать себя в них (кошка, мышка, пожарный и др.) Указание на характерные признаки того или иного героя должны быть ненавязчивы. При этом роль педагога состоит не в перечислении признаков эталона и в стремлении к формальному запоминанию, а в формировании у детей интереса и желания самим сформулировать эти признаки, сравнить себя и свои действия с идеалом и во всем стремиться к совершенству.
При проведении подвижных игр и упражнений необходимо использовать рефлексивную самооценку как полностью, так и частично, состоящую из отдельных рефлексивных действий:
- определять отличительные признаки объектов (реальных и идеаль-ных);
- в сравнении находить сходство и отличие;
- сравнивать свою деятельность и ее продукт с идеалом;
- находить способы устранения отличий через формулирование задачи (что изменить? как сделать? …. и т. д.
Возможности методики рефлексии не ограничены. Основное направление можно определить, как движение от частного к общему.
Пример.
- Кого можно назвать хорошим спортсменом? А ты – хороший спортсмен? Что нужно сделать, чтобы с уверенностью сказать: «Я – хороший спортсмен!»?
- Как ты думаешь, какая должна быть «идеальная» команда? А твоя команда – хорошая? Что нужно сделать, чтобы можно было с уверенностью сказать: «Наша команда – самая лучшая!»?
- Каким должно быть «идеальное» соревнование? Как ты думаешь: наши эстафеты соответствует понятию идеала? Что нужно изменить, чтобы игра стала лучшей в мире?
- Идеальные олимпийские игры – какие должны быть? Что нужно сделать сейчас, чтобы наша Российская команда была самой лучшей и выиграла Олимпийские игры?
Неплохой результат дает применение данной методики во время про-ведения командных соревнований. Воспитанники охотно принимают участие в играх, с удовольствием выполняют задания, переживают, и, конечно же, стремятся к победе. Чаще всего на подобных соревнованиях при подведении итогов воспитатель произносит: «Победила дружба!», но дети, которые в них участвовали, хотят услышать совсем другое. Намного лучше, если рассчитать время проведения игры таким образом, чтобы она заканчивалась за 3-5 минут до конца занятия, а затем организовать рефлексивную командную самооценку. Можно предложить командам ответить на следующие вопросы:
- Что такое команда? Какими качествами должна обладать хорошая команда?
- Удалось ли Вашей команде сегодня добиться успеха? Чем ваша ко-манда отличается от идеальной?
- Над чем еще нужно поработать, чтобы уверенно заявить: «Мы – самая лучшая команда!»?
Как правило, ребята из разных команд дают разные ответы на эти вопросы, точно так же, как разными будут и причины их неудач. Как показывает практика, подобный групповой самоанализ весьма полезен, он поможет в формировании всех предпосылок УУД, в первую очередь – личностных. Естественно, перед следующей игрой обязательно нужно вспомнить, что дети говорили, таким образом, правильно настраиваясь на игру.
Пример. Анализируем мероприятие, направленное на развитие УУД и проектируем собственные.
• Для начала ознакомьтесь с фрагментом занятия, которое я провела.
• Дайте его оценку: позволяет ли данное занятие формировать предпосылки личностных УУД? Что педагог делала для формирования предпосылок личностных УУД? Какие ошибки допустила?
• Что бы вы сделали по-другому?
Этапы планирования занятия
1 этап - выбор планируемого метапредметного результата (предпосылки УУД) для данного занятия
2 этап - подбор заданий для достижения метапредметного результата
3 этап - разработка занятия по предмету с учетом планируемых метапред-метных результатаов.
Формирование предпосылок УУД - это надежный путь кардинального повышения качества образования, для этого важно создать новые условия для такой деятельности. Важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.
Необходимо использовать любую возможность для побуждения уча-щихся к рефлексивной деятельности.
Формирование у дошкольников предпосылок регулятивных универ-сальных учебных действий (УУД) обусловлено необходимостью обучения ребенка организации своей учебной деятельности, что в свою очередь помогает детям в следующем:
- постановке учебной задачи,
- планированию результата и уровня усвоения знаний,
- учит сравнивать свои действия с эталоном и выявлять отличия,
- учит вносить изменения в действия в случае расхождения от эталона реального действия и его результата или от оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами,
- осознанию качества и уровня усвоения знаниями и оценке результатов работы.
Необходимость формирования регуляции у дошкольников обусловлена обязательным наличием у будущего ученика произвольности своей учебной деятельности и наличием воли. Под понятием произвольность подразумевается умение выполнять действие по образцу и подчинятся правилам. Воля рассматривается как высшая форма произвольного поведения, а именно произвольное действие в условиях преодоления препятствий.
Особенно ярко проявляется регулирующая функция слова педагога в оценке поведения ребенка. Оценка способствует осознанному управлению действиями, так же всегда сопровождается эмоциональными переживаниями, которые могут быть и положительными, и отрицательными, что способствует усилению воздействия.
На своих физкультурных занятиях я широко применяю оценку в раз-личных ее формах и с разной педагогической направленностью. Форма оценки может быть как личная, так и коллективная.
Коллективную оценку использую при изучении упражнений в пере-строении, играх эстафетах, командных играх и тд. Эта оценка связана с коллективной деятельностью и выполнением общих требований.
Личная оценка обращена к отдельным детям. Её даю по ходу, внося необходимые изменения. Она содержит краткие замечания, не фиксируя результат всей группы.
Оцениваю правильность выполнения действий как по ходу так и сразу после выполнения задания. При этом учитываю состояние детей, особенности их мышечных ощущений, взаимодействие двух сигнальных систем в развитии произвольной регуляции движений.
Оценка должна иметь положительный характер или выражать уверенность в том, что в дальнейшем, при проявлении волевых качеств, действие будет выполнено правильно. Неконкретная положительная оценка создает хорошее настроение у ребенка, но мало помогает в устранении ошибок. Нужно быть внимательным к тому, что частая отрицательная оценка приводит к нарушению требований, становясь нормой. Это не улучшает выполнение действия и приносит неуверенность и разочарование в себе дошкольника.
Каждый ребенок в течение занятия проделывает много движений, со-вершенно различных по пространственным, силовым и временным параметрам. Слово педагога, помогая выделить отдельные стороны движения, способствует дифференциации мышечных ощущений, а следовательно, и более точной регуляции движений. Оценка, данная по ходу выполнения движения, помогает осмысливать движение, понять ошибки и затем повторять движение правильно.
Действенной в преодолении неудач явилась оценка, в которой содер-жалось пояснение трудного элемента и выражалась уверенность в том, что ребенок с задачей справится.