Ольга Акилова
Мастер-класс для воспитателей «Знакомство с изонитью»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс «Изонить»
Все виды декоративно-прикладного искусства хороши.
Это занятие для рук и для души.
Искусству изонити будем учиться,
Мы помним: в жизни всё пригодится.
Это очень увлекательная, оригинальная техника, доступная людям любого возраста. Достоинство изонити ещё, в том, что выполняется очень быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Знакомство с изонитью“» размещена в разделах
- Изонить. Техника нитяной графики
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Изначально - это мужской вид мастерства – плетение сетей для ловли рыбы. А на основе этого английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. Продолжателем традиций народных мастеров Англии является доктор химических наук, профессор – ГЕННАДИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРАНИЦКИЙ. Картины, выполненные в технике ниточного дизайна, он называет живыми. Затем возникла мысль качественно изменить эту технику, оставив тот же принцип натяжения нити, но используя картон, вместо доски. Идея выполнения работы на картоне понравилась, так как процесс изготовления работы значительно упростился. Таким образом, нитяная графика или изонить (изображение нитью) - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне.
В настоящее время искусство нитяной графики находит применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувенирных обложек. Техника изонить почти незнакома воспитателям. Между тем она содержит образовательный, развивающий и воспитательный потенциал, располагает большими возможностями, интегрирует в различных образовательных областях: познание, коммуникация, художественное творчество.
Для выполнения работ в технике изонить дорогостоящие материалы
не нужны. Используется всё то, что есть в каждой семье.
Для фона можно применять абсолютно всё : любые старые коробки, куски обоев, картон, бархатную бумагу и даже наждачную бумагу.
Цвет фона подбирается в зависимости от замысла картины.
Нитки являются основным элементом картины. Для работы можно использовать любые, не очень толстые нити. Лучше смотрятся нити с блеском, чем простые матовые.
Шёлковые нити, красивы, но вызывают у детей определенные трудности в работе с ними, так как они «скользкие», то трудно закрепить её в конце работы.
Шёлк хорош при оформлении открыток из плотной бумаги с мелким рисунком, но этот уровень исполнения, может быть достигнут далеко не всеми детьми. Можно выполнять свои картины из простых х/б белых и цветных ниток. Мулине имеет богатую цветовую палитру, но отечественное мулине рассыпается, а импортное кручёное, дорогое. Наиболее оптимальным является использование ириса. Нитки с блеском, крученые, нужной толщины, богатая цветовая гамма, есть и с переходом цвета.
Для работы необходимо иметь следующие инструменты:
1. карандаш – остро заточенный, ТМ (для эскизов пригодятся цветные карандаши);
2. линейка – ровная, гладкая, длиной не менее 30-40 см, с чётко выделенными делениями (хорошо использовать прозрачную линейку, но с яркой разметкой, разметка должна быть в сантиметрах, а не в дюймах;
3. циркуль – нужен для изучения принципа заполнения окружности, лучше детей сразу приучить использовать хороший инструмент, так как циркуль пригодится для работы на уроках черчения и геометрии;
4. иглы с большим ушком (номер будет зависеть от толщины картона и ниток, а так же расстояния между точками: чем меньше расстояние между точками и изящнее работа, тем тоньше игла);
5. булавка с головкой на конце для прокалывания точек;
6. подкладка из плотного материала, чтобы во время прокалывания не портить поверхность стола (можно прокалывать на весу, немного приподнимая картон и соизмеряя силу прокалывания);
7. ножницы;
Для того, чтобы ваша работа после её завершения смотрелась, привлекала взгляд зрителя, мне бы хотелось, чтобы вы послушали и разобрались с темой «Гармоничные сочетания цветов»
Не надо стремиться к большому разнообразию цвета в одной картине, выполненной в технике «Изонить». Узор рисунка лучше смотрится не тогда, когда абсолютно всё пространство заполнено, а когда между натянутыми нитками просматривается фон.
Опыт показывает, что жёлтый цвет в картине на темном фоне воспринимается как весёлый и бодрящий, белый гигиеничен, но относится к числу холодных; красный и оранжевый очень живые, теплые; зелёный и голубой, хотя и относятся к числу холодных, весьма приятны для восприятия; коричневый спокойный, но скучный.
Картина смотрится эффектнее, если в ней доминирующий цвет – тёплый или холодный, светлый или тёмный, или используется разумное сочетание.
Техника выполнения нитяной графики проста и доступна ребёнку любого возраста. Человек, увидевший такую технику в первый раз, сразу же задаё тся вопросом: как это делается? И сначала, кажется, что очень сложное переплетение узоров требует многообразных и сложных приёмов. Однако в данной технике достаточно знать два основных приема:
-заполнение угла;
-заполнение окружности;
На выставки представлены мои работы и моих воспитанников. (Рассматривание картин).
А теперь, уважаемые коллеги, вам самим предоставляется возможность с помощью показанных мною приёмов, которые вы можете использовать в своей работе с детьми, создать свою творческую поделку.
Но прежде чем выполнять ту или иную работу мы должны с вами повторить ТБ:
1. Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами вперед.
2. Нельзя пользоваться ржавыми иглами и булавками. Следует хранить иголки и булавки в коробке с крышкой.
3. Нельзя делать резких движений рукой с ножницами и иголкой в направлении рядом сидящего человека.
- Чтобы хорошо и быстро выполнить наши работы, нам понадобится ловкость наших пальчиков. Физкультминутка:
Прострела нежные цветки
(Пальцы сжаты, ладони соединены пальцами кверху
Распускаются лепестки. (локти в упоре на столе.
Ветерок чуть дышит (Медленно разводим пальцы и ладони, руки от локтя до запястья
Лепестки колышет (прижаты друг к другу.
Покачивание руками влево – вправо)
Перед дождиком цветки
Закрывают лепестки. (Медленно сжать пальцы и сомкнуть ладони
Головку наклоняют, (Наклонить руки со сжатыми ладонями вперед)
Как – будто засыпают.
- Пальчики размяли, ТБ повторили, можем приступать к изучению приёма в техники изонити :
ЗАПОЛНЕНИЕ УГЛА
1. Начертите на изнаночной стороне картона любой угол.
2. Разделите каждую сторону на одинаковое количество частей (0,5-1см) и сделайте проколы. У вас, коллеги они есть, т. к. проколы в компакт диски надо делать с помощью дрели.
3. Пронумеруйте полученные точки, начиная от вершины, как показано на экране.
4. Закрепите с помощью скотча нить любого цвета на изнаночной стороне около точки 1.
5. Заполняйте угол по предлагаемой схеме.
Заполнение угла начинается с нижней стороны угла в т. 1, стежок проходит
по лицевой стороне компакт диска к т. 2 на верхней стороне угла –
получается длинный стежок. Затем переход от т. 2 по изнаночной стороне к т. 3 – получится короткий стежок. Далее от т. 3 по лицевой стороне к т. 4 – длинный стежок. От т. 4 до т. 5 по изнаночной стороне короткий стежок. От т. 5 до т. 6 по лицевой стороне получается длинный стежок. От т. 6 до т. 7 – короткий стежок.
От т. 7 до т. 8 по лицевой стороне – длинный стежок. От т. 8 до т. 9 по изнаночной стороне получится короткий стежок. Далее от т. 9 до т. 10 по лицевой стороне длинный стежок. От т. 10 до т. 11 по изнаночной стороне короткий стежок.
Затем от т. 11 до т. 12 - длинный стежок по лицевой стороне.
6. По желанию можно оставить так или закрыть проколы от т. 12 до т. 0 и обратно.
- А сейчас, коллеги, пришло время отдохнуть.
Вышивали, вышивали –
А потом все дружно встали.
Ручками похлопали 1,2,3
Ножками потопали 1,2,3
Сели, встали, встали, сели –
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем.
И работать все начнем.
- Отдохнули, теперь можете украшать свою работу с помощью цветов.
(Время на выполнение работы).
– Уважаемые коллеги, мне важно знать ваше мнение. Пожалуйста, высказывайтесь одним предложением, выбирая начало фразы с экрана.
Высказывание участников.
Я хочу пожелать вам. Дерзайте, повышайте своё мастерство и помните :
«Если человек делает трудное дело и делает его хорошо, он никогда не потеряет к себе уважение»
Джордж Бернард Шоу