Светлана Лукьянова
Мастер-класс для педагогов по изготовлению лэпбука «Транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов на тему: «Лэпбук-транспорт»
Цель мастер-класса: создание условий для полноценного проявления и развития профессионального педагогического мастерства педагогов на основе педагогического общения, развитие инициативы и творчества педагогов.
Задачи:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Лэпбук «Транспорт»
- Лэпбук. Лэпбуки на ВСЕ темы
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ПДД. Лэпбуки
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Предметный мир. Игры, дидактические пособия
- Транспорт, авто. ИЗО, поделки, конструирование
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» май 2023
- познакомить педагогов с использованием современной педагогической технологии – лэпбук в воспитании детей дошкольного возраста;
- показать возможности использования лэпбука при организации совместной и самостоятельной работы с детьми по изучению дорожного транспорта;
- дать представление о содержании лэпбуков, о вариантах развивающих заданий и упражнений, используемых в лэпбуке;
- предоставить возможность педагогам самостоятельно изготовить дидактическое пособие – лэпбук по изучению дорожного транспорта;
- вызвать у педагогов интерес и чувство удовлетворения от выполненной творческой работы.
Необходимые материалы и инструменты:
• Картонные папки (фА4)
• Цветная бумага (фА4)
• Ножницы обычные
• Клей-карандаш
• Двусторонний скотч
• Прозрачная твердая пленка
• Распечатанные на принтере заготовки.
Ход мастер-класса.
I. Вступительная часть. Организационный момент.
Добрый день, уважаемые коллеги! В образовательной программе ДОУ есть несколько обширных тем, которые изучаются с детьми всех возрастных групп. Например, тема «Транспорт». При этом материалы меняются, дополняются, расширяется набор методических приёмов для освещения вопроса. Все эти наработки требуют систематизации. И на помощь приходит лэпбук — пособие, призванное организовать информацию и виды работы по теме.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная папка» (lap – колени, book – книга, или как его еще называют тематическая папка. Это такая небольшая самодельная папка, которая поможет ребенку закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая (возможно частично сделанную своими же руками) книжку; ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
Несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.
Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Что особенно приятно, сделать такую развивающую игру можно (и нужно) своими руками. Как же выглядит лэпбук и что он собой представляет?
Секрет лэпбука в его оформлении: здесь уместно использовать разнообразные кармашки, дополнительные развороты, «окошки» и другие интересные варианты оформления. Лэпбук для дошкольников может содержать не только конспект основных знаний по выбранной теме, но и дополнительные логические и творческие задания. Такая «игра» отлично подойдет для одиночного рассматривания или изучения в компании детей.
Роль координатора проекта лэпбука, созданного для работы в детском саду, выполняет педагог. Именно он подбирает материалы или направляет родителей и детей в выборе содержательного компонента, а также придумывает или утверждает/опровергает форму пособия. В детском саду дети уже со второй младшей группы участвуют в оформлении пособия: клеят картинки, складывают конверты. В старшей группе ребята сами выбирают интересные материалы, ищут игры, загадки, стихотворения по теме.
Работа с лэпбуком захватывает ребят.
Как выбрать форму лэпбука.
Форма пособия диктуется самой темой: для транспорта оригинальной и интересной будет папка-брошюра в форме машинки или вагона поезда. При этом проверенными и не менее актуальными будут:
- классическая папка-передвижка с двумя створками для малышей и с 3–4 створками для ребят средней и старших групп;
- папка-гармошка для детей старшей и подготовительной групп (малышам может быть сложно сориентироваться в складывании/раскладывании страниц).
Варианты организации и форматов материалов.
Что касается распределения блоков материалов, то самыми удобными для этого оказываются кармашки для малышей и конверты для ребят средней, старших групп.
Конверты с прорезью для «язычка» удобны для хранения пазлов
Кроме того, содержание лэпбука можно организовать в:
• конверты в форме машинок;
• мини-книжки;
• окошки (например, для знакомства малышей с видами транспорта, ленту с картинками можно передвигать в окошке так, чтобы показалась та или иная изучаемая машинка);
• дверцы (по принципу лэпбука с двумя створками, где обычно размещается тематическое стихотворение или информационный блок;
• рулетку, где на сегментах круга располагается информация о разных видах транспорта (пассажирском, грузовом, специальном и т. д.).
Все тексты, картинки в лэпбуке оформляются на картонных или заламинированных бумажных карточках разной формы и размера.
Выбирая форматы презентации содержания пособия на транспортную тему, стоит обратить внимание на следующие:
• картинки для описания машинок, а также для иллюстрации текстового материала;
• пазлы — игровой приём, который помогает ребятам запомнить внешний облик разных транспортных средств;
• игры — описание условий даётся на карточках;
• рифмовки — для малышей это база информационного блока;
• загадки — начиная со второй младшей группы, когда у ребят уже будет минимальный опыт для ответов на вопросы;
• пословицы и поговорки – обычно этот блок включается в лэпбук для старших дошколят;
• шаблоны для раскрашивания;
• CD с аудиовизуальными материалами — мультфильмами по теме, записями весёлой песенки о транспорте и звуков разных видов средств передвижения.
II. Ход работы.
Сегодня мы будем сами дизайнерами-оформителями и изготовим эксклюзивный лэпбук.
Технология изготовления легка, довольно доступна и проста, и нам всем, думаю, знакома. Что-то в этом есть от детских девических тетрадок с анкетами и потайными кармашками, и от школьной стенгазеты одновременно тоже.
С чего начать создание лэпбука?
1. Определитесь с темой будущего лэпбука. Тема может быть любая - посуда, времена года, птицы, предметы быта и т. д.
2. После того, как вы определились с темой, составьте план будущего лэпбука, т. е. какие подтемы вы хотите раскрыть – это и будет содержание ваших папок, мини-книжек, вкладышей, кармашков. Для начала достаточно начать с 5-7 пунктов (книжек, но вообще здесь нет ограничений.
3. Следующий этап один из самых интересных. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в конвертиках разных форм, карточках, кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, разворачивающихся страничках и т. д. и т. п. Потом все это нарисуйте на черновике сложенном, в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.
4. Теперь осталось создать шаблон папки в соответствии с макетом в натуральную величину.
В качестве примера уже готовой папки мы представляем лэпбук на тему «Транспорт».
Лэпбук «Транспорт». Обложка.
Лэпбук «Транспорт» включает в себя несколько развивающих элементов для детей дошкольного возраста: транспорт, его виды, его назначение, совсем чуть-чуть истории транспорта. Все кармашки разной формы и размера.
Так как эта тематическая папка рассчитана на малышей, не умеющих (или почти не умеющих читать, то в основном состоит из картинок и интерактивных элементов, то есть всяких игр: геометрический конструктор, мемори, сортировка карточек с машинками. Добавлено совсем немного текста в загадках и в схемах – чтобы заинтересовать детей чтением и простимулировать тех, кто уже начинает читать.

Лэпбук «Транспорт». Папка внутри (первый вариант раскладывания для детей младшей группы)

Лэпбук «Транспорт». Папка внутри (второй вариант раскладывания для детей старшей группы)
1. Для создания лэпбука воспользуемся принтером для распечатки изображений, текстов. В идеале, если картинки будут распечатаны на цветном принтере, но если такового нет, можно и черно-белым воспользоваться.

2. Чтобы склеить саму папку, понадобится четыре листа картона формата А4. Это может быть самая обычная папка «Дело №…», которая продается в любом канцелярском магазине, листы картона, папка на кольцах и т. п. В данном случае мы воспользовались картонными папками от наборов картона. Плюс их в том, что боковые сгибы проштампованы специальным образом так, что их очень легко сгибать-разгибать.
3. Для того чтобы переделать такие папки под лэпбук, на одну из обложек необходимо приклеить заранее распечатанную обложку лэпбука.

4. Затем ее разрезать в высоту пополам.

5. Втору папку соединяем с первой с помощью клейких лент.
6. Ту половину от обложки, которая у нас получилась не прикрепленной, приклеить на противоположный бок папки.
7. Внутреннюю часть папки обклеить цветной бумагой.
8. Приклеить с помощью двустороннего скотча заготовки игр и заданий согласно ранее составленному макету на створки лэпбука.
Пояснения и описания по содержанию к каждому элементу лэпбука.
В лэпбук «Транспорт» для детей младшего возраста включены 9 развивающих элементов (для старшего возраста будут задействованы еще 2 створки. Об их содержимом чуть ниже будет рассказано):
1-2-3. Кармашки «Что делает этот транспорт?».
Группировка, изучение видов транспорта и развитие речи.
Включает в себя три кармашка и 19 карточек с изображениями транспорта различного назначения (общественный, личный, специальный). Ребенок должен правильно разложить все карточки по местам.
В качестве занятия по развитию речи в процессе раскладывания ребенку нужно назвать, чем занимается этот транспорт, сформулировав полное предложение. Например: «Автобус возит пассажиров».

4. Кармашек с геометрическими фигурами «Геометрический конструктор».
Игра на конструирование, мелкую моторику и изучение геометрических фигур.
Ребенку предлагается сложить машинки из фигурок.
Сначала собрать заинтересовавшие его изображение точно по образцу (это занятие развивает внимание и умение работать по инструкции, а после – пофантазировать и составить свои собственные машинки.
5. Раскладушка «Виды транспорта».
Задание на систематизацию и группировку.
Ребенку предлагается внутри каждой части нарисовать рисунок какого-нибудь транспорта, соответствующий данному виду (наземный, подземный, воздушный, водный). Перед этим нужно обсудить, как ребенок понимает такую классификацию и потренироваться сортировать карточки с машинками по видам транспорта.
Изучаем карточки на тему «Транспорт»
6. Кармашек с игрой мемори «Марки машин».
Игра на развитие памяти.
В кармашке размещаются парные карточки с логотипами марок автомобилей. Игра идет по обычным правилам мемори (парочки) и развивает память. Кроме того, карточки помогут ребенку запомнить, какой логотип какой марке автомобиля соответствует. При случае можно взять эти карточки с собой на прогулку и попробовать отыскать во дворе автомобили всех этих марок.

7. Странички «Части и целое».
Изучение частей транспорта. Закрепление понятий «часть и целое». Обучение чтению.
На каждой схеме дается рисунок транспорта, вокруг которого расположены слова – названия его составных частей. Ребенку предлагается прочитать слово и соединить линией название и соответствующую часть. Если ребенку еще трудно прочитать название – ему читают родители.
Для выполнения этого задания, возможно, понадобиться найти дополнительную информацию о тех частях транспорта, определение которых вызовет у малыша затруднения – родители могут научить, где брать такую информацию – этот навык пригодится ребенку в будущем.

8. Книжка-гармошка «Загадки».
Развитие речи, навыков чтения, мелкой моторики и сообразительности.
Внутри книжечки – тексты загадок о транспорте. Если ребенок учится читать, то он сам может прочесть ее. Если не умеет – прочтите ему вслух. После того как ребенок отгадает загадку, он должен наклеить маленькую картинку-ответ в пустой квадратик на страничке.

9. Раскладушка «Раньше и теперь».
Расширение кругозора и знакомство с историей транспорта.
Содержат картинки старинных видов транспорта и их современных аналогов: старый паровоз и «Сапсан», самолет зари авиации и современный лайнер и т. д.
Можно обсудить с ребенком, как изменялся со временем каждый транспорт. Воспользуйтесь энциклопедией для получения более подробной информации.

На последующих двух створках расположены задания для детей старших групп.

10. Игра «Больше, меньше или равно».
Настольная дидактическая игра «Больше, меньше или равно» разработана для самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.
Игра развивает внимание, воображение, пространственное мышление, закрепляет у детей навык употребления знаков «больше», «меньше» и «равно».
Правила игры: Ребенок в индивидуальном порядке подбирает знаки «больше», «меньше» или «равно», посчитав количество картинок на карточке.
Усложнение: Соревнование между детьми на время.
11. Раскраски на тему «Транспорт».
Раскраски «Транспорт» - черно-белые рисунки для детей, которые будет интересно раскрашивать мальчишкам и девчонкам. Транспортные средства окружают нас сегодня повсюду. Люди отправляются по делам, на учебу или работу на автобусе, трамвае, троллейбусе, поезде или спускаются в метро. Чем отличаются все эти виды транспорта, какие правила поведения в них нужно соблюдать, легко обсудить с детьми, пока они раскрашивают транспорт фломастерами или карандашами.
12. Игра «Кто на чем ездит?».
Целью данной игры является обучение детей группировать транспорт; соотносить транспорт в соответствии с профессией. В процессе игры дети закрепляют знания о назначении транспорта и значимости в жизни человека. Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением людей разных профессий (доктор, таксист, специалист аварийной службы, водитель). Сообщает детям, что каждый герой ждет свою машину, которая задерживается в гараже. На доске выкладываются все карточки с изображением транспорта (такси, скорая помощь, аварийная служба, машина «Хлеб»). Воспитатель показывает одного героя и предлагает детям определить, на чем поедет этот герой. Дети высказывают предположения. Кто первый из детей отгадает, тот «сажает» (накладывает карточку) героя в тот вид транспорта, который соответствует его профессии.
13. Игра «Найди лишнее».
Дидактическая игра «Найди лишнее» - средство развития важнейших для современного человека качеств: сообразительности, умения анализировать, логически мыслить. Игры предназначены для дошкольников 4–6 лет, но у многих малышей уже с 3-летнего возраста не возникает трудностей с выполнением задания.
Цель данной игры: формирование навыка классификации объектов по ключевым признакам, зрительного анализа и обобщения.
Во время игры у детей совершенствуются умения классифицировать, расширяется кругозор и представления об окружающем мире, происходит обогащение индивидуального словаря, совершенствуется зрительное восприятие, умение образно и логически мыслить.
Для игры используются карточки, изображающее 4 предмета (у нас на тему «Транспорт», один из которых отличается от остальных по одному или нескольким ключевым признакам. Педагог предлагает воспитанникам рассмотреть изображения, назвать каждый объект и его предназначение, затем указать на 4 лишний предмет. Важно, чтобы дошкольник развернуто объяснил, почему выбрал именно этот объект. Например, на карточке изображены автомобиль, самолет, мотоцикл, кукла. Ребенок выбирает куклу, объясняет, что это игрушка, а остальные изображения - транспорт.
Наш лэпбук готов! И вот как все это выглядит вместе:
Чтобы папки сами собой не раскрывались, мы надеваем на них обычные канцелярские резинки. Это просто, практично и удобно для ребенка, который может посмотреть папку и снова ее закрыть без помощи взрослого.
(Весь данный материал, либо его части, располагаем сначала на макете книжки-раскладушки разными способами, чтобы наглядно показать возможное расположение имеющихся папок. Можно предложить также попрактиковаться присутствующим коллегам. Затем в заранее заготовленной папке, согласно ранее созданному макету лэпбука, располагаем наши кармашки с материалом по теме.).
Совершенно необязательно (и даже, совсем, нежелательно) выполнять все задания, заложенные в лэпбук, за один раз или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь лэпбук – это не просто книжка-игрушка. Это способ оформления самостоятельного исследовательского проекта. Поэтому папку недостаточно просто склеить. По ней надо заниматься.
Таким образом, использование лэпбука при организации работы с детьми по изучению видов транспорта обеспечивает успешность по реализации ФГОС ДО, помогает сформировать целевые ориентиры, в частности такого как «ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены», является эффективным механизмом освоения навыков безопасности дорожного движения.
III. Рефлексия.
- Как вы считаете, такая форма хранения информации по темам в виде интерактивной папки-лэпбук, удобна?
- На какие темы вы создали бы лэпбуки вместе с детьми?
- Можно ли вовлечь родителей и каким образом, при создании этих интерактивных папок?
- Надеюсь, что вы заинтересовались лэпбуками и будете использовать их в своей работе. Папка-очень удобная и дает возможность по ходу изучения темы добавлять, обновлять материал и придумывать новые рубрики.
Спасибо за внимание. Всего доброго.