Лариса Ангел
Конспект мастер-класса «Шумовые музыкальные инструменты из бросового материала»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение города Иркутска детский сад №172 «Радуга»
Мастер-класс
«Шумовые музыкальные инструменты
из бросового материала»
Составитель:
Ангел Лариса Анатольевна,
первая квалификационная категория
г. Иркутск
2016г.
Публикация «Конспект мастер-класса „Шумовые музыкальные инструменты из бросового материала“» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Поделки из бросового материала
- Самодельные музыкальные инструменты. Шумовой оркестр
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
«Послушай – и ты узнаешь,
Посмотри – и ты поймешь,
Сделай – и ты научишься».
Цель мастер-класса :
Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе освоения опыта работы по изготовлению шумовых музыкальных инструментов из бросового материала.
Задачи:
• приобщить педагогов к изготовлению самодельных музыкальных инструментов;
• расширить представления педагогов о многообразии самодельных шумовых музыкальных инструментов;
• пробудить интерес участников к созданию собственных игрушек для детей дошкольного возраста;
• показать приёмы и способы изготовления шумовых инструментов из бросовых материалов.
Предварительная работа педагога:
• изготовление шумовых инструментов из бросового материала;
• подбор видео и музыкального материала;
• разработка слайдовой презентации.
Оборудование:
Презентация Microsoft Office Power Point, ноутбук, видеопроектор, экран, колонки – 2 шт., музыкальный центр, канцелярские товары.
План мастер-класса :
• Теоретический этап: «Назначение шумовых инструментов из бросового материала. Многообразие самодельных шумовых музыкальных инструментов».
• Практический этап: «Изготовление шумовых инструментов из бросового материала».
• Рефлексия
Ход проведения мастер-класса :
1. Теоретическая часть.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас в этом уютном зале. Надеюсь, что сегодня мы с вами проведем время с пользой. Нужно ли тратить драгоценное время на изготовление детских шумовых инструментов своими руками, когда можно приобрести готовые — современные, яркие, разные? Сейчас их ассортимент в магазинах очень большой. Но мы ведем речь не о скрипках и фортепьяно, а о шумовых инструментах, впервые введенных в систему обучения детей музыке Карлом Орфом.
Сколько выдумки и фантазии в «пошумелках», сделанных руками педагогов, родителей и детей из различных баночек, трубочек, стаканчиков, дощечек! Дети очень любят такие инструменты за яркость, оригинальность, простоту в их изготовлении и использовании. Они заставляют ребенка по-новому услышать мир звуков. Звуков вокруг нас много, и они такие разные! Каждый звук может стать музыкой, надо только постараться ее услышать. Фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки: «Марш деревянных кубиков», «Полька цветных фломастеров», «Вальс волшебной кисточки». Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей – либо помощи извлекать из них звуки. Использование самодельных шумовых инструментов при музицировании позволяет ребенку сочетать игру с пением и с движениями, способствует развитию двигательной активности и чувства ритма. Играя на самодельных музыкальных инструментах, дети понимают: все, что окружает нас, звучит, и каждый звук может стать музыкой.
Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность, также подчинена разным ритмам.
И в музыке тоже есть ритм, который считается одним из центральных, основополагающих элементов.
Если чувство ритма не совершенно, то у ребенка слабо развита речь, она не выразительна, либо слабо интонирована. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка. Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Подыгрывание на музыкальных инструментах при рассказывании даже самой простой, давно известной ребёнку сказки откроет увлекательный мир музыкального творчества. Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой.
Сейчас мы сами попробуем озвучить сказку.
Предлагаю педагогам выбрать инструмент и даю время проверить звучание. Во время исполнения импровизации использую жесты и мимику, говорю медленно и выразительно, выдерживаю паузы. Вступление подсказываю взглядом, жестом. Также мимикой и жестами подсказываю громкость и скорость игры.
«Трусливый заяц»
Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а
Ежик в кустах вдруг как зашуршит! (шуршалки)
Испугался заяц, и бежать! (барабаним пальцами)
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть,
А дятел на сосне как застучит! (стучим кубиками)
Бросился заяц бежать! (барабан)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу,
А там сова крыльями как захлопает! (трещотки)
Побежал заяц из леса в поле, (барабан)
Но вдруг налетел ветер, (свистулька)
Раздался гром прямо над головой бедного зайца, (гремелка)
Полил сильный дождь, (шум дождя)
Заяц от страха забился под листик лопуха!
Дождик быстро закончился, (шум дождя)
Заяц что есть силы помчался к реке. (барабан)
А на берегу речки лягушки сидели, (гусли из карандашей)
Увидели они зайца и прыг в воду, (звонарики)
Обрадовался заяц, что лягушки его испугались –
И смело поскакал обратно в лес! (барабан)
Обращаю внимание на то, из чего изготовлены инструменты.
Данные музыкальные инструменты не требуют больших финансовых затрат, необходимо только приложить свою выдумку и фантазию. Сегодня я предлагаю вам изготовить из бросового материала шумовые музыкальные инструменты и поиграть на них. Все необходимое для творчества у нас есть, осталось лишь приложить ваше старание и фантазию.
2. Практическая часть.
Поскольку приближается осенняя пора, было бы уместно поговорить о таких дарах природы, как грибы. Вы любите собирать грибы? (Ответ.)
Сегодня мы изготовим музыкальные грибочки. А я, в качестве проводника-лесника помогу вам насладиться собственным процессом творчества.
Выбор и подготовка основы.
Для начала выбираем понравившуюся бутылочку и освобождаем её от ненужной обёртки. Бутылочка будет служить ножкой нашего грибочка.
Пожалуйста, приступайте к выбору бутылочки и подготовке её к последующей работе.
Изготовление шляпки грибочка.
Для изготовления шляпки гриба выбираем картон нужного цвета;
- с помощью шаблона наносим разметку круга;
- через отверстие в шаблоне карандашом отмечаем на нашей разметке центр;
- ножницами вырезаем круг;
- при помощи линейки чертим радиус нашего круга;
- разрезаем круг по линии радиуса;
- края круга накладываем друг на друга и склеиваем между собой при помощи клея.
Сейчас я вас попрошу, используя имеющиеся на столе материалы, приступить к осуществлению второго этапа нашей работы. (Педагоги выполняют работу.)
Итак, шляпки наших грибочков готовы. Также у нас есть ранее приготовленные бутылочки, которые являются ножками нашего грибочка. Как вы думаете, какой этап изготовления должен быть следующим? Правильно, крепление шляпки к ножке гриба.
Крепление шляпки к ножке гриба.
Для крепления шляпки к ножке гриба вырезаем из поролона заготовку размером с крышку флакона, которая, в свою очередь, и будет являться шаблоном;
- промазываем получившуюся заготовку из поролона клеем с обеих сторон;
- выдерживаем 30 секунд и фиксируем крышку флакона, заготовку из поролона и внутреннюю часть гриба между собой.
Сейчас вы можете приступать к выполнению данного этапа работы. (Педагоги выполняют работу.)
Наши грибочки практически готовы. Всё у них на месте: и шляпка, и ножка, но согласитесь, чего-то им не хватает, какой-то изюминки… И поэтому сейчас самое время добавить капельку фантазии и задекорировать наш грибочек.
Декорирование грибочка.
Декорируем наш грибочек различными элементами: травкой, осенними листочками, насекомыми. Предлагаю вам приступить к декорированию грибочка, используя имеющиеся на столе шаблоны.
Давайте вспомним, каково предназначение нашего грибочка. Чем же он должен являться: просто игрушкой, или всё-таки шумовым инструментом? (Ответ.) И поэтому логичным будет последний, заключительный этап нашей работы.
Заполнение грибочков наполнителями.
Необходимо аккуратно открыть крышку и заполнить ножку грибочка крупой: фасолью, рисом, гречкой, горохом и т. д. Но прежде, чем начать эту работу, давайте порассуждаем. Как вы выдумаете, будет ли зависеть звучание нашего музыкального грибочка от вида круп, которые являются наполнителями, и степени наполненности ножки грибочка наполнителями? (Ответы).
Прошу вас приступить к самому последнему этапу нашей работы. (Педагоги выполняют работу).
Какие забавные, яркие получились наши грибочки! Я предлагаю вам исполнить веселые и озорные частушки.
«Грибные частушки» (русская народная музыка)
1. Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно,
Про грибы споём частушки
Очень замечательно.
2. Гриша рано-рано встал,
Все грибы в лесу собрал.
Хвалится грибочками
С беленькими точками
3. А в лукошке-то у нас
Все, что нужно в суп грибной:
И опята, и маслята,
Есть и рыжик золотой.
4. Мы пропели вам частушки
Хорошо ли плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали
Какую красоту нам дарит природа! Мы все побывали в красочном осеннем лесу, набрали целое лукошко разнообразных и пахучих грибов и грибочков. А теперь наши грибочки желают с нами потанцевать!
«Хоровод грибов» (сл. и муз. О. Л. Киенко)
3. Рефлексия
Уважаемые коллеги, хочется верить, что мой опыт пригодится вам в работе. Необходимо привлекать и родителей в творческий процесс создания самодельных шумовых инструментов.
Давайте удивлять, радовать наших ребят чем-то необычным, ярким, запоминающимся. Ведь красота, творчество и фантазия, подаренные им в стенах детского сада, останутся верными спутниками на всю жизнь. Прощаясь с вами, хочу сказать следующие напутственные слова: «Не спешите выбрасывать мусор, а вдруг он зазвучит…»
Благодарю вас за сотворчество!