Любовь Чигатова
Макет «Нанадеревня»
▼ Скачать + Заказать документы
МАКЕТ «НАНАДЕРЕВНЯ»
для детей старшего дошкольного возраста
выполнила : воспитатель высшей квалификационной категории
ЧИГАТОВА ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА
МБДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА- ДЕТСКИЙ САД № 182
г. ВЛАДИВОСТОКА».
МАКЕТ «НАНАДЕРЕВНЯ»
представляет собой многофункциональную, интерактивную, тематическую композицию состоящую из нескольких разделов.
Жилище, быт, труд нанайского народа
Растительный и животный мир тайги
Нанайские сказки
Публикация «Макет „Нанадеревня“» размещена в разделах
Основа макета изготовлена из строительного материала: фомикс
Использованы: дерево, глина, кожа, мелкие игрушки из киндер- сюрпризов, пластилин, глина, мех, ткань, мелкие куклы.
Расписан акриловыми красками, украшен бисером и бусами.
АКТУАЛЬНОСТЬ: В настоящее время одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций.
К большому сожалению, мы мало времени уделяем знакомству детей с традициями русского народа, и совершенно не уделяем внимания- изучению традиций и культуры малочисленных народов Дальнего Востока. Для детей совершенно не понятны такие национальности : как нанайцы, удэгейцы, орочи. Они даже не слышали о них. А сказки и рассказы очень тяжело воспринимаются детьми. Но культура народов Дальнего Востока очень красива, интересна, необычна. Дети живущие в Приморском крае обязаны знать, что с ними рядом живут такие маленькие люди со своими традициями, сказками, играми.
ЦЕЛЬ МАКЕТА :Организация педагогического процесса, направленного на развитие познавательно- исследовательских интересов детей, которые будут на начальном этапе способствовать воспитанию у детей интереса к жизни нанайского народа, к культурному наследию и традициям этого народа. А в дальнейшем - через знакомство со сказками раскрыть ценность устного народного творчества и познакомить с историко-культурным наследием других коренных народов Дальнего Востока.
ЗАДАЧИ:
Формировать представления детей о жизни, культуре, быте и традициях коренных жителей Дальнего Востока – нанайцах. Дать знания о своеобразии жизни коренных, малочисленных народов Нижнеамурья : природа, жилище, одежда, труд, народный эпос, искусство.
Учить оценивать исторический опыт, экономические, культурные, социальные достижения коренных народностей населяющих Дальний Восток, развивать уважительное отношение к этносам малых народов;
Воспитывать любовь к родному краю;
Показать самобытность сказок народов аборигенов;
Раскрыть культ природы, представления о животном и растительном мире через восприятие сказочных персонажей;
Показать отражение в жанре сказки самых массовых видов художественного творчества коренных народов, самобытность культуры;
Расширять знания о сюжетном своеобразии сказок и сказочных героев
Формировать внимательное и бережное отношение к слову, обогатить словарный запас, познакомить с нанайскими языком.
Жилище, быт, труд нанайского народа
Источник: За основу взяты
экспозиции этнографического музея под
открытым небом в г. Хабаровске,
Материал: ткань, ивовые прутья, кожа, глина, дерево
Раздел представлен:
Жилище нанайской семьи двух типов : постоянные и сезонные (чум, хоморам, аонга)
Усадьба тулиэ (пространство вокруг дома)
сушила для сетей и неводов, проветривания одежды.
вешала для юколы,
Амбар и летник на сваях,
бытовые постройки.
Берег служил пристанью для лодок, а река – универсальной дорогой, соединявшей усадьбу с другими селениями.
Музыкальное бревно «Удядю»
Бревенчатый мост через ручей
Дощатая плоскодонская лодка «огда» и «оморочка»
Ручей с каменистым дном
Деревянные обереги нанайской деревни (сэвэны)
Лечебные онгоны аями городо
Куклы в нанайских одеждах (киндеры облепленные пластилином, куклы-акоаны из бумаги и ткани, маленькие куклы в национальных одеждах)
Посуда (дерево, глина) Очаг (голден)
Работа с макетом :
Обыгрывание сцен из жизни нанайского народа
Совместное изготовление «жителей» нанайской усадьбы (лепка. конструирование, ручной труд, рисование, работа с тканью)
Совместное изготовление предметов обихода нанайцев
Организация с / р игр «Один день в тулиэ»,д / и «Угостим гостей из тайги», «Что надо для охоты и и рыбалки нанайцам» «Поиграем на «удядю»- музыкальном бревне, «Заготовка в летниках» и т. д.
Ежедневный доступ к свободной деятельности в поселении
Растительный и животный мир тайги
Источник :Г. Покровский «Дальний Восток»
Материал: мелкие игрушки,изображение
деревьев из фанеры и ткани
Работа с макетом :
Р / и «Кого встретим в тайге», «Как тигренок искал маму», «Встреча амбы с медведем» «Мапа, мафа (почтительное название медведя) ищут медвежат»
«Что растет в тайге» «Как Мэгрэ траву собирал» и др.
Изготовление родового дерева (птицы, животные, рыбы) Дерево играло центральную роль в промысловом обряде нанайцев. Назначение этого обряда заключалось в следующем: задобрить духов-хозяев горных речек, озер, сопок — боа эдендуэни.
Нанайские сказки
Источник: Д. Нагишкина «Амурские сказки»
Материал: плоскостной театр
Он представлен в виде картинок из иллюстраций к сказкам Нагишина, основная декорация : сказочный лес нарисован в национальном духе нанайских произведений. Вдоль всей композиции кнопки- держатели для плоскостного театра на нитках.
Работа с макетом :
чтение и драматизация сказок,
обыгрывание рассказов дальневосточных авторов,
проигрыш фольклора нанайцев
составление сказок, совместно с воспитателем;
Игры народов ДВ: «Акылкук мизинчик», «Солнце» (Хейро, «Ловля оленей», «Куропатки и охотники», «Рыбаки и рыбки», «Белый шаман», «Рыбаки», «Ищем палочку (Модо бэдэрх)