Юлия Сергеевна Михайлова
Лэпбук «Долгане»
▼ Скачать + Заказать документы
Лэпбук «Долгане»
Лэпбук представляет собой тематическую интерактивную папку, содержащую информацию о родном городе, а также дидактические, настольные игры, сказки, загадки, стихи, песни по теме. Данное дидактическое пособие (лепбук) «Долгане» предназначено для детей старшего дошкольного возраста(4-75лет).
Публикация «Лэпбук „Долгане“» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» октябрь 2024
Актуальность. Так как являюсь коренным представителем малочисленного народа севера, и я предложила детям познакомиться с очень интересным народом «долгане»,которые населяют полуостров Таймыр и левый берег Нижнего Енисея, напротив города Дудинка. Эта территория входит в состав Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, входящего в состав Красноярского края. Долганы не пользуются национальной автономией. В большинстве населенных пунктов они проживают и ведут свое хозяйство совместно с нганасанами, эвенками, ненцами и другими национальностями.
Знакомству именно с этой национальностью посвящен мой лэпбук.
С помощью этой развивающей тематической папки ребенок узнает об особенностях национальности. Изучит ее климат, флору и фауну, географическое положение, особенности ландшафта. Познакомиться с народом и его особенностями и многим другим.
В лэпбуке собраны интересные факты о долганах и ее среде обитания.
Лэпбук представляет собой самодельную интерактивную тематическую папку с мини-книжками раскладушками, гармошками, кармашками простыми и фигурными, дверками, окошками, мобильными деталями, в которых содержится материал на одну тему. Они, с одной стороны, призваны заинтересовать ребенка к самому содержимому папки. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Также это отличный способ закрепить определенную тему с малышами, понять сущность книжки, осуществить экспериментальную работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Это тематическое пособие имеет яркое оформление, четкую структуру и способно разрабатываться специально под конкретного ребенка с его степенью познаний. Помимо этого, широко применяются и «коллективные» тематические папки, изготавливаемые педагогами. Оптимальный возраст ребенка для начала занятий с тематическими папками – 5 лет. Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука.
Так как лэпбук выступает, в основном, итоговым результатом совместной работы с детьми по той или иной теме, его изготовлению предшествуют тематические занятия и игры, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, осуществление заданий. Только после этого ребенок готов к изготовлению тематической папки вместе с взрослым, и она на самом детей осуществит свою значимость, как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.
Цель лепбука: обобщение и систематизация тематической информации по ознакомлению дошкольников с народным творчеством и традициями, в рамках образовательно-воспитательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.
Адресованность: Лепбук предназначен для организации совместной деятельности воспитателя с детьми и для самостоятельной деятельности детей в процессе закрепления и обобщения знаний.
Возраст детей: Лепбук можно использовать с детьми от 3 до 7 лет.
Данное пособие изготовлено из папок для бумаг в виде книжки - раскладушки, на которой расположены элементы в виде различных фигурных кармашков, блокнотов, книжечек с целью выполнения обучающих и игровых заданий.
Лепбук в собранном виде имеет прямоугольную форму.
Содержание лепбука:
-информация по национальности (среда обитания) + внешность
-жилище
-пища
-традиционные занятия
-культура жизни
Первый раздел - Особенности национальности и его характеристика
Цель: знакомить с национальностью и его особенностями
Представлена карта среды обитания долган и картина внешности долган.
В конвертах собраны картинки национальных костюмов. Можно просто рассматривать, а можно рассказывать из чего сделаны костюмов.
Цель: формировать умение пересказывать последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание, усидчивость, мышление, память, мелкую моторику; формировать умение ориентироваться в пространстве;
Составные части лэпбука :
Карта обитания
Одежда и обувь долган
Конверт "Вырежи и раскрась меня"
Цель: развитие аналитико-конструктивных навыков, развитие зрительного внимания, формирование зрительных образов.
Раздел 2 - Жилище и пища
Цель: для расширения представлений о долганском народном жилище и пище.
В каждом кармашке находится картинки, на которых изображены жилища долган и пища.
В данном разделе так же находится информация о народных загадках. Это конверт с книжечкой, на которых собраны различные загадки.
Цель: уточнение представлений детей о народных промыслах, более подробное знакомство с каждым из промыслов, закрепление зрительного представления и умения узнавать, к какому промыслу относится данная картинка.
Данный раздел представляет собой книжечку разделенную на 2 части. В 1-й части описаны загадки. Взрослый загадывает загадку. Во 2-й части находятся изображения. Дети находят ответ в изображениях.
В данном разделе предлагаются дидактические игры, которые дети могут использовать для самостоятельной деятельности.
Раздел 3- Традиционные занятия
Цель: закрепление представлений детей о традиционных занятиях
В данном разделе представлены книжечки, блокнотики об истории традиционных занятиях
Д/И " Собери мальчика на охоту"
Цель: Познакомить детей с историей русской жизни и особенностями
Пословицы и поговорки
Цель: развитие интереса к народному творчеству, обогащение активного словаря, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой
В данном разделе предлагаются дидактические игры, которые дети могут использовать для самостоятельной деятельности.
Долганские сказки
Самый богатый, распространённый и бытующий до наших дней жанр устного народного творчества долган. В основном сказки о животных, героями которых выступают представители северного животного мира – песец, олень, ворон, полярная сова, куропатка, щука. Сюжеты старинных долганских сказок поражают воображение, они уносят детей в глубину веков, пробуждают в них волю к жизни и веру в торжество справедливости
Раздел 4- Культура жизни
Цель: формировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, играх, истории и жизни долганского народа.
В кармашках представлены книжечки о долганском народном фольклоре, праздниках, обычаях, традициях, картинки народных орнаметов, которые дети смогут повторить.
Для самостоятельной деятельности детей:
Дидактическая игра «Дорисуй т раскрась»
Цель: Развивать память, внимание, речь, логическое мышление и творческие способности.
Раздел 5 - Творческий
Д/И " Лабиринт приключений"
Долганские народные игры (книжка)
Цель: знакомить детей с народными подвижными играми.
«Раскрась-ка»
Цель: Развивать память, внимание, логическое мышление и творческие способности.
С помощью данного пособия можно решать разнообразные образовательные задачи, в том числе и задачи по приобщению детей к этнокультурным ценностям;
Лепбук способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно- тематического планирования;
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми;
При создании лэпбука ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их в ходе самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме, что в дальнейшем, поможет ему при подготовке к написанию рефератов и курсовых.
Создаются условия для поддержки детской инициативы, появляется возможность индивидуализации образовательного процесса.
Лэпбук приобщает детей и родителей к совместному творчеству, при этом решается проблема по вовлечению последних в образовательное пространство ДОУ.