Юлия Скударнова
Лэпбук для самых маленьких
▼ Скачать + Заказать документы
Идеи, которые мы реализуем на занятиях.
«Лэпбук – для самых маленьких»
Воспитатель: Скударнова Юлия Алексеевна
Кемеровская область,Беловский район,п. Новый Каракан
МБДОУ «Новокараканский детский сад»
“Чудо – папку открываю,
Много нового узнаю”
Пояснительная записка
Внедрение стандарта включило педагогов в активный поиск, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Это предоставило современному педагогу свободу в выборе эффективных форм и методов организации детской деятельности. Главным результатом этого выбора сегодня становятся личностные качества ребёнка, а не сумма его знаний, умений и навыков.
Публикация «Лэпбук для самых маленьких» размещена в разделах
В педагогической практике укрепилось приоритетное направление индивидуального подхода к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.
В поиске новых форм организации образовательной деятельности нахожусь и я. Однажды меня заинтересовало новое слово «лэпбук». Это стало темой моего самообразования. Изучив особенности данного многофункционального пособия, я пришла к выводу, что именно оно отвечает всем современным требованиям и внесет в дошкольное образование много положительных моментов.
Теоретическая часть.
Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это сравнительно новое средство обучения, пришедшее из Америки. Термин "Лэпбук" был впервые введен мамой и писателем из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации. Она назвала ее так, именно потому, что весь лэпбук умещается и на коленях ребенка.
Аналогичного мнения придерживается Татьяна Пироженко, адаптировавшая лэпбуки под наш менталитет. С ее педагогическими находками я познакомилась в интернете и многое применяю на практике.
Татьяна Пироженко – автор популярного блока для развития детей "Это интересно!", детских книг, вышедших в издательствах «Феникс» и «Питер», нескольких обучающих пособий компании «Умница», а так же авторских интерактивных папок-лэпбуков. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.
Научной литературы по использованию «лэпбуков» на данный момент нет. Татьяна Пироженко дает следующее определение этому термину – «это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Он может стать толчком к совместной исследовательской деятельности по интересующей ребенка теме, а может стать и заключительным этапом самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок вместе со взрослым проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу предстоит узнать много нового и интересного, выполнить различные задания, провести наблюдения, исследования.
Методическая часть.
Целью моей работы стало изучение возможностей лэпбука, как современного средства развития дошкольников;активизация знания детей.
Задачи:
1. Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность детей.
2. Способствовать приобретению навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме и применении ее в игровой деятельности.
3. Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.
4. Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
5. Способствовать успешной социализации детей.
ФГОС ДО предполагает планирование образовательной деятельности на основе комплексно-тематического принципа. Такой подход делает жизнь детей в детском саду более интересной, дает возможность проживания ребенком содержания образовательного процесса во всех видах детской деятельности. В «педагогическом багаже» пока мало разнообразных образовательных форм совместной деятельности взрослого с детьми, которые бы соответствовали современному дошкольному образованию, были интересны дошкольникам.
Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка дошкольника, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил в образовательной деятельности по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу.
Заключение
Я считаю, что применение лэпбуков актуально и очень эффективно. Происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию и успешной социализации.
Увидев, какой интерес вызывают лэпбуки у детей, меня заинтересовало, что привлекает внимание, какую пользу приносят лэпбуки, что развивают? Я провела анализ и пришла к следующим выводам:
- предметные, сюжетные картинки симулируют речь, вызывают желание обсуждать, описывать, рассказывать, сочинять;
- кармашки с кнопками, шнурками, липучками развивают мелкую моторику;
- игры, ребусы, загадки, головоломки, игры-бродилки развивают логическое мышление, внимание;
- стихи, рассказы, потешки, мнемотаблицы развивают память и восприятие.
ЛИТЕРАТУРА
Блохина Елена, Лиханова Тамара. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч. 2015. №4. С. 29–30.
Кашицева О. А. Что такое лэпбук. [Электронный ресурс].
Мартынова Н. Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей. [Электронный ресурс]. –Пестова Э. Г. Лэпбук. [Электронный ресурс].
Педагогический словарь Т. 1 Изд - во АПН, М., 1960. с. 335 (Статья «Дидактический материал»)
Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры // О. В. Солнцева - СПб. : Сфера, 2010. - 176 с.