Людмила Янченко
Как оформить портфолио группы
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в образовательной практике часто поднимает вопрос об эффективности использования различных педагогических технологий. Технология создания портфолио воспитанников – одна из наиболее распространенных. Портфолио дошкольников может быть как формой эффективного оценивания, так и способом развития способностей как отдельно взятого дошкольника, так и группы в целом, ведь учитываются результаты, достигнутые детьми в разнообразной деятельности.
Темочки:
Значимость данной технологии в дошкольном образовании высока. Во-первых, она направлена на взаимодействие всех участников образовательной деятельности. Дети и педагоги совместно участвуют в создании единого творческого продукта - портфолио. Во-вторых, это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование такой технологии способствует к достижению положительных результатов деятельности, как ребенка, так и группы детей в целом.
Цель разработки портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития группы детского сада, а также усилия, достижения в различных областях деятельности, создание атмосферы открытости, общности всех участников образовательного процесса в течение определенного временного отрезка. Ответственность за организацию формирования портфолио в дошкольном учреждении возлагает на себя воспитатель группы. Учёт материалов, входящих в портфолио группы, производится также воспитателем группы. Структура и форма портфолио может быть разнообразной, при этом учитываются все аспекты жизнедеятельности группы детей :
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• социально-коммуникативное развитие;
• физическое развитие.
Одна из допустимых форм портфолио – создание книги-презентации о жизни группы детского сада. Так, на примере группы «Улыбка» БДОУ «Детский сад № 262 комбинированного вида "Колосок"» в г. Омск совместно с детьми была создана книга «…и это все о нас». Книга выполнена в виде яркого красочного альбома формата А4 с фотографиями жизни детей в группе и кратким описанием каждой. Такой формат портфолио удобен и привычен, как для детей, так и для родителей.
Для того, чтобы создать качественное портфолио, которое будет отображать результат жизни детей в группе, была проделана большая подготовительная работа. Помимо сбора материалов: творческой, познавательной и социальной деятельности детей, были осуществлены фотоотчеты проводимых мероприятий, занятий, а также повседневной жизни в группе. Книга отображает жизнь группы за период сентябрь-ноябрь 2020 г, но помимо этого содержит в себе фото детей за прошлые года. После сбора всех необходимых материалов, очень важный аспект – правильная структура портфолио, именно от нее зависит конечный результат – увидеть картину значимых достижений детей в группе.
Так, первый вводный раздел знакомит нас с Детским садом № 262 в г. Омск, ведь именно там проходит наше основное время, где мы учимся и познаем мир.
Следующий важный раздел – знакомство с группой, где представлена фотография группы детей 1 сентября – это важный и долгожданный день, день встречи ребят после летних каникул.
Большой основной раздел дает представление о познавательной и социальной сторонах жизни группы в детском саду : интересные наблюдения на прогулках и повседневной жизни, празднования дни рождений ребят, уроки музыки, рисования, развития речи и физической культуры. Не обошли стороной праздники и фестивали – Международный день Матери, день пожилого человека, экологический фестиваль «ЭкоСказы «Роева ручья», праздник осени – подробно рассказали и показали, как воспитанники готовились к мероприятиям, репетировали и выступали.
Следующий раздел, имеющий эмоциональный характер, - «Памяти прошлых лет». Содержит в себе архивные фото воспитанников младших и средних групп детского сада. Наличие этого раздела в книге позволяет наглядно увидеть, как менялись и взрослели дети, сопоставить и проанализировать уровень развития каждого ребенка и группы в целом.
В заключительном разделе книги «…и это все о нас», как и в любом портфолио, приложены рисунки всех детей, которые были сделаны на занятиях по рисованию. Это своего рода копилка успехов, инструмент в формировании личных достижений ребенка.
Очень важно зафиксировать и проанализировать изменения в развитии и воспитании детей в группе. Неформальный подход к созданию портфолио может оказать педагогам и родителям неоценимую услугу. Но главное в том, что все достижения будут видны самим детям. Восторг от прожитой, качественно выполненной работы кратковременен и недолговечен. Портфолио же – это «осязаемые» успехи, это возможность вернуть то состояние удовольствия, пережитое ребёнком в момент удовлетворения от занятий, мероприятий, достижений. Для родителей портфолио – метод оценивания реальных достижений детей; оно дает возможность увидеть картину значимых образовательных результатов ребенка в целом, социальные и коммуникативные стороны жизни детей в детском саду.
Для педагога портфолио позволяет проанализировать и предоставить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечивает мониторинг его профессионального роста.
Таким образом, можно утверждать, что портфолио группы – эффективная педагогическая технология, способ фиксирования, накопления и оценки достижений детей в определенный период развития, важная точка соприкосновения во взаимодействии «педагог-дети-родители».
Список литературы:
1. Урюпина А. В., Цыкало М. И. «Методическая разработка «Портфолио» группы как форма сотрудничества с семьей». - https://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki/11751-portfolio-gruppy-kak-forma-sotrudnichestva-s-semej.html
2. Хабарова Т. В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании», 2011, стр. 58-66.
3. Харитонова С. Ю. «Портфолио дошкольника как инструмент реализации ФГОС ДО» - https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/02/05/statya-portfolio-doshkolnika-kak-instrument-realizatsii