Ольга Артемова
Летние каникулы с пользой: 4 нейроразвивающие игры
▼ Скачать + Заказать документы
Летние каникулы с пользой : 4 нейроразвивающие игры.
Заниматься ли с ребенком летом? А если заниматься — то чем и сколько? Эти вопросы неизменно встают перед родителями дошкольников.
Нагружать или нет? Разумеется, этот вопрос нужно решать в каждом случае индивидуально. Но в целом, я бы рекомендовала придерживаться двух следующих принципов.
Следовать за темпом развития ребенка.
Публикация «Летние каникулы с пользой: 4 нейроразвивающие игры» размещена в разделах
Если у вашего сына или дочери в течение учебного года сохранялась интенсивная нагрузка и он ее спокойно выдерживал, то отменять занятия полностью нежелательно. В начале лета можно сделать небольшой перерыв, а потом занятия лучше продолжить, просто с меньшей интенсивностью.
Соблюдать баланс между игровыми и учебными компонентами
В старшем дошкольном возрасте происходит перестройка между игровой, привычной для дошкольников, деятельностью и учебной. Но игровая деятельность остается пока ведущей, поэтому позвольте ребенку играть столько, сколько захочет. Хорошо, если он будет осваивать летом новые виды спорта, особенно игровые — все они развивают навык волевой регуляции, зрительно-моторную координацию, что поможет ребенку в дальнейшем учиться более успешно.
В своей работе с детьми я использую нейропсихологические игры из программы сенсорно-моторной коррекции («Метод замещающего онтогенеза» А. В. Семенович). Их тоже можно интегрировать в ваше каникулярное расписание. Вот несколько нейропсихологических упражнений, которые будут нелишними, где бы ребенок ни отдыхал — в деревне или на море.
НЕСКУЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОЛЕЗНОГО ОТДЫХА:
1. Игра в мячик с правилами (например — хлопками)
Игра для трех и более игроков, желательно с участием одного-двух взрослых. Участники встают в круг и кидают мяч по воздуху от одного игрока другому — по кругу, лучше сначала использовать большой мяч. Затем, когда ребенок освоил броски большим мячом, можно переходить к теннисному мячу. Сначала объясняем правило: «Как только кто-то из взрослых хлопнет в ладоши, кидаем мяч в обратном направлении. Когда кто-то из взрослых хлопнет два раза, игроки начинают перекидывать мяч другим способом — например, через пол, а не по воздуху». Игру можно усложнить, меняя темп — например, ускоряться, замедляться — можно всем игрокам одновременно перемещаться по кругу и так далее.
Польза. Эта игра развивает навыки волевой регуляции поведения, среди которых — внимание, контроль, следование инструкции. Ребенок учится произвольно действовать, осознанно управлять собой. И что особенно важно, это происходит в игровой, увлекательной форме.
2. Игра с пальчиками «Лесенка»
Эту игру полезно совместить с разучиванием стихов, которые вашему ребенку наверняка задал на каникулы учитель литературы. Сначала поучитесь «бегать» пальчиками по «лесенке» — пусть ребенок представит, что указательному и среднему пальцам надо подняться по ступенькам куда-то наверх, начиная с указательных пальцев. Когда ребенок сможет легко это делать пальцами обеих рук, подключите чтение стихов. Главная задача — читать стихи не в ритме шагов по лесенке. Нужно, чтобы эти действия не были синхронизированы. Следующая ступень упражнения — пальчики идут по лесенке вниз.
Польза. Мы даем мозгу ребенка двойную когнитивную нагрузку — речевую и моторную. Разные зоны мозга вовлечены в деятельность одновременно — это развивает межполушарное взаимодействие и возможность регулировать и контролировать разные функции.
3. Упражнение «Партизан»
Эта игра будет особенно интересна мальчикам. В нее лучше всего играть в комнате на ковре, а можно и на пляже, если ребенку комфортно ползать по песку. Играть можно и одному, но вдвоем-втроем веселее. Объясните ребенку, что он — партизан, и его задача — спасти товарища из плена. Посадите «пленника» в дальний конец комнаты — им может быть любая игрушка. На пути можно установить препятствия — стол, стулья, под которыми он будет проползать.
4. Рисование двумя руками «Бровки», «Улыбочки»
Для выполнения этого упражнения вам понадобятся маркерная/меловая доска и сами маркеры либо мелки. Можно использовать листочки, закрепленные на вертикальную поверхность, и восковые мелки. Сначала взрослый разделяет доску на 2 равные части, затем на каждой части рисует симметричные дуги — примеры для ребенка.
Задача ребенка — сначала правой, затем левой рукой нарисовать дугу поверх рисунка взрослого сначала в одну сторону, затем в другую, не отрывая руки, всего 10 раз (движения справа налево — слева направо). Нам важно добиться минимальной «бахромы». Линия ребенка и взрослого должны максимально совпадать. Затем рисуется еще один пример с обеих сторон и ребенок рисует-«дирижирует» обеими руками то же самое.
Не нужно переусердствовать и делать эти упражнения каждый день — достаточно одного-двух раз в неделю, не больше.