Ольга Маркина
Кружковая работа для детей первой младшей группы «Игротека»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель кружковой работы :
Развитие умственных способностей у детей младшего дошкольного возраста через сенсорное развитие.
Задачи:
• Дать детям представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: 6, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических фигур, 3 градации величины.
Публикация «Кружковая работа для детей первой младшей группы „Игротека“» размещена в разделах
• Формировать познавательную активность детей при проведении непосредственной обучающей деятельности (игры, дидактические упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения).
• Закрепить четкие представления о разновидностях каждого свойства.
• Научить правильно, понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Т. к. «величина» не имеет «абсолютного» значения, учить воспринимать ее только в сравнении с другой величиной.
Участники: Педагоги – воспитатель, дети, родители.
Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю в форме дидактических игр и упражнений. Раз в месяц на четвертой недели проводиться итоговое занятие на закрепление пройденного материала.
Ожидаемый результат:
обогащение активного и пассивного словаря детей;
познавательный интерес к НОД кружка;
подготовка атрибутов для игр, НОД.
Занятия в кружке проводятся по вторникам во вторую половину дня длительностью 10 мин (15.40 – 15.50)
План кружковой работы на (2018-2019г.)
№ Тема Материал Дата проведения Литература
1 «Сложи картинку» Картинки - лейка, ракета, машина, разрезанные на две части.
02.10.18г Карточка №1
2 «Автомобиль»
Картонные рули (по количеству детей, большая и маленькая машинки.
09.10.18г.
Карточка №2
3 «Найди желтый листочек»
фланелеграф, предметные картинки: красные и желтые листья, вазочка, собачка и котенок.
16.10.18г.
Карточка №3
4 «Соберем бусы для мамы».
4-5 крупных бусинок шнурок с твердым концом.
23.10.18г. Карточка №4
5 «Чудесный мешочек» Красиво оформленный мешочек, разные игрушки.
30.10.18г. Карточка №5
6 «Угадай на вкус»
помытые и очищенные овощи и фрукты, нарезанные на мелкие кусочки.
06.11.18г. Карточка №6
7 «Какой игрушки
не хватает?»
игрушки 4-5 штук. 13.11.18г. Карточка №7
8 «Запомни картинку»
предметные картинки 20.11.18г. Карточка №8
9 «Где, чей домик?»
4 больших цветных кубика, 4 27.11.18г.
Карточка №9
10 «Угадай, что звучит»
Ширма, музыкальные инструменты: бубен, барабан, погремушка. 04.12.18г.
Карточка №10
11 «Угадай кто это»
ленточка 11.12.18г.
Карточка №11
12 «Выполни задание»
Игрушки (зайка, кукла, мишка, мяч, кроватка, шапка и рубашка для зайки, большая машина).
18.12.18г. Карточка №12
13 1. «Покупка овощей» 2. Картинки, на которых изображены овощи, картинки на которых изображены различные предметы, относящиеся к игрушкам, посуде и т. д.
25.12.18г.
Карточка №13
14 «Животные и их детеныши»
Картинки из серии «Домашние животные». Картинки из серии «Животные и их детеныши»
15.01.19г. Карточка №14
15 «Что умеет делать это животное?».
Карточки с изображениями различных животных.
22.01.19г Карточка №15
16 «Диван или тарелка?». Предметные картинки 29.01.19г.
Карточка №16
17 «Вспомни и покажи». 4 карточки с разными картинками (зайчик, цветок, солнышко).
05.02.19г. Карточка №17
18 «За покупками».
игрушки 12.02.19г Карточка №18
19 «Собери картинку». крупная яркая картинка с изображением одиночного предмета.
19.02.19г. Карточка №19
20 «Зайцы бывают.».
Игра на воображение 26.02.19г. Карточка №20
21 «Веселый заяц». 2 мягкие игрушки 05.03.19г.
Карточка №21
22 «Сложи домик».
геометрические фигуры для складывания домиков (прямоугольники, треугольники, квадраты).
12.03.19г.
Карточка №22
23 «Геометрический магазин».
игрушки с четкими геометрическими формами: мяч, кубики, воздушные шары, домино, кольца от пирамидки, формочки для песка и т. п., геометрические фигуры, вырезанные из картона.
19.03.19г Карточка №23
24 «Какая игрушка спрятались» игрушки 3-8 штук, платочек.
26.03.19г Карточка №24
25 «Какая игрушка появилась» игрушки 3-8 штук, платочек. 02.04.19г.
Карточка №25
26 «Сортировщик»
4- 7 одинаковых корзинок (тар, цветная детская посуда по 4 предмета каждого вида.
4-7 одинаковых корзинок (тар, геометрические фигуры по 4-8 штук из игры «Конструктор геометрический»
09.04.19г Карточка №26
27 «Какого цвета?» 4 предмета 4 цветов. Например, флажок – красный, фломастер – синий, шарик – зеленый, кубик - желтый, мешочек.
16.04.19г. Карточка №27
28 «Веселый мешочек»
Разные игрушки: флажок, машина, неваляшка, пирамидка, кукла, и др., мешочек.
Разные предметы: расческа, щетка, палка, кисточка, колокольчик, и др., мешочек.
23.04.19г Карточка №28
29 «Чем рисуем?»
предметы, которыми можно рисовать и другие игрушки. Например, кисть большая, кисточка маленькая, фломастеры, карандаши, мел, ручка. Палочка, дудочка, машина, кукла и др.
30.04.19г Карточка №29
30 «Съедобное – не съедобное»
муляжи овощей и фруктов, картинки с нарисованными продуктами, разные игрушки и предметы, две корзины.
07.05.19г Карточка №30
31 «Где, чей домик?»
4 больших цветных кубика, 4 маленьких игрушки 14.05.19г Карточка №31
32 «Найди нужную фигуру»
большие и маленькие круги, квадраты, треугольники и прямоугольники трех цветов. 21.05.19г.
Карточка №32
33 «Сложи картинку» Картинки - лейка, ракета, машина, разрезанные на две части.
28.05.19г Карточка №1
Игры и упражнения на развитие восприятия пространства
1 Упражнение «Сложи картинку»
Цель: Развивать пространственные отношения, связную речь.
Материал: Картинки - лейка, ракета, машина, разрезанные на две части.
Ход:
Воспитатель предлагает детям по образцу сложить изображение из двух частей. Если у кого-то из детей возникают затруднения, то воспитатель показывает, как нужно сложить картинку, потом складывает ее вместе с ребенком, а затем предлагает сложить самостоятельно. После того как все дети сложили картинки, воспитатель спрашивает, что собрал каждый из детей.
2 Игра - упражнение «Автомобиль»
Цель: Развивать пространственное восприятие; умение произносить отдельные звукоподражания громко, тихо, формировать правильное произношение [б], [бь].
Материалы: Картонные рули (по количеству детей, большая и маленькая машинки.
Ход:
Педагог показывает машинки и спрашивает, как они гудят (ответы детей : «би-и,би-и»). Затем показывает большую машину и говорит: «Большая машина гудит громко, послушайте, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного) «би-и,би-и», а маленькая гудит тихо (произносит вполголоса) «би-и,би-и». Детям предлагается повторить звукосочетание то громко, то тихо. Потом педагог предлагает детям самим покататься на машинах. Дети, изображая шоферов бегают, по группе с рулем в руках врассыпную, произнося: «би-и,би-и».
3 Игра «Найди желтый листочек»
Цель: Формировать цветовое восприятие, побуждать участвовать в совместной деятельности, повторять за воспитателем отдельные слова: листья, листопад, кружатся, красные, желтые, вьются, летят; воспитывать любовь к окружающему миру.
Материал: фланелеграф, предметные картинки: красные и желтые листья, вазочка, собачка и котенок.
Ход игры:
В гости пришли собачка и котенок. Воспитатель и дети предлагают погулять и находят листочки. Собачка предлагает собрать красные листочки, а котенок - желтые. Дети собирают листочки и крепят рядом с котенком и собакой.
Игры и упражнения на развитие зрительных, слуховых, тактильных ощущений
4 Игра «Соберем бусы для мамы».
Цель: Учить нанизывать на шнуровку бусы, воспитывать аккуратность, терпение, внимание. Учить обследовать одновременно рукой и глазами - зрительным и осязательным способом.
Материал: 4-5 крупных бусинок шнурок с твердым концом.
Ход игры:
Педагог предлагает собрать для мамы бусинки, показывает, как это делать. Дети повторяют, у кого не получается - педагог помогает им.
5 Упражнение Чудесный мешочек»
Цель: Развивать тактильное восприятие, формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т. д.). Развивать мелкую моторику пальцев, речь детей.
Наглядный материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки.
Ход:
Игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к каждому ребенку. Дети по очереди опускают руку в непрозрачный мешочек и определяют, какой предмет они нащупали. Воспитатель предлагает ребенку громко назвать этот предмет.
6 Экологическая игра «Угадай на вкус»
Цель: Развитие вкусовых ощущений.
Правила: Нельзя смотреть на то, что кладут, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать что это.
Материал и оборудование: помытые и очищенные овощи и фрукты, нарезанные на мелкие кусочки.
Ход: Воспитать угощает детей, предварительно попросив их закрыть глаза. Затем говорит «Хорошо жуйте, теперь скажите, что съели. Потом предлагает нескольким детям, найти такой же на столе»
В дальнейшем можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения вкуса «Как во рту стало?» (Горько, сладко, кисло.)
Игры на развитие психических процессов
Игры и упражнения на развитие зрительной памяти
7 Дидактическая игра «Какой игрушки
не хватает?»
Цель: Развивать зрительную память, умение называть игрушку, которой не хватает.
Материал: игрушки 4-5 штук.
Ход:
Педагог ставит перед ребёнком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем просит ребёнка отвернуться и убирает одну игрушку.
- Какой игрушки не хватает?
Игру можно усложнить:
Увеличить количество игрушек;
Ничего не убирать, а только менять игрушки местами.
Играть можно 2-3 раза в неделю.
8 Игра «Запомни картинку»
Цель: Развитие зрительную память, восприятие.
Материалы: предметные картинки.
Педагог предлагает ребенку 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету.
Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.
9 Дидактическая игра «Где, чей домик?»
Цель: Развивать зрительную память, целостность и предметность восприятия.
Материал: 4 больших цветных кубика, 4 маленьких игрушки.
Ход:
Педагог ставит 2 больших кубика, на кубики - игрушки. Обращает внимание детей, что на синем кубике сидит матрешка, а на желтом – собачка. После этого педагог убирает игрушки и предлагает самим правильно рассадить игрушки на кубики. После того, как дети научаться выполнять это задание, можно усложнить с тремя и четырьмя кубиками.
Игры и упражнения на развитие внимания
Игры на развития мышления
10 Дидактическая игра «Угадай, что звучит»
Цель: Развить слуховое внимание.
Материалы: Ширма, музыкальные инструменты: бубен, барабан, погремушка.
Ход игры:
Педагог показывает детям игрушечный бубен, барабан, погремушку, называет их и просит детей повторить. Когда дети запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: он играет на барабане, звенит погремушкой, стучит по барабану ладонью; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» -спрашивает он детей. проигрывает на каждом. Воспитатель следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
11 Игра «Угадай кто это»
Цель: Воспитывать слуховое внимание.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «ку-ка-ре-ку» «ав- ав», «мяу». Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг.
12 Игра «Выполни задание»
Цель: Развивать слуховое внимание детей, приучать внимательно слушать речь окружающих, правильно воспринимать ее, точно выполнять данные им игровые поручения.
Материал: Игрушки (зайка, кукла, мишка, мяч, кроватка, шапка и рубашка для зайки, большая машина).
Ход игры:
Педагог раскладывает на столе, а так же на видных местах в комнате игрушки и предлагает выполнить с ними определенные действия. Вот примерные задания: «Аня, подойди к столу, возьми куклу и положи ее спать; Петя, посади мишку и отвези его в игровой уголок; Вова возьми куклу и посади ее на стульчик; Таня, принеси мяч и положи его на стол и т. д.»
Педагог добивается, чтобы все дети выполняли правильно задание, старается чаще привлекать малоактивных детей.
3. 13 Игра «Покупка овощей»
4. Цель: Формировать операции сравнения и обобщения, анализа и синтеза в восприятии картинок.
5. Материалы: Картинки, на которых изображены овощи, картинки на которых изображены различные предметы, относящиеся к игрушкам, посуде и т. д.
6. Ход:
7. 1. Рассматривание картинок. Воспитатель предлагает поиграть в магазин. Дает предварительные пояснения: в магазине продается много различных предметов (товаров). «Давайте посмотрим, что продается в магазине» Расставляет картинки на столе и предлагает поочередно рассмотреть и назвать, что изображено на них. По ходу рассматривания предлагает назвать детали в рисунке.
2. Выбор тематических картинок «Овощи»
Воспитатель обращается к детям с просьбой помочь ему: «Вы купили в магазине то, что вам понравилось, а теперь помогите мне. Я хочу купить овощи, но не могу найти их среди других вещей (картинок). Помогите мне отобрать овощи.
3. «Закрепление понятия овощи» Воспитатель благодарит детей за помощь. Выкладывает все картинки в ряд и еще раз констатирует «Овощи - это то, что растет в огороде».
14 Дидактическая игра «Животные и их детеныши»
Цель: Закрепить знания о домашних животных. Побуждать к диалогу по поводу изображенного на картинке. Развивать операции сравнения и обобщения в понимаемой речи.
Материал: Картинки из серии «Домашние животные». Картинки из серии «Животные и их детеныши»
Ход игры:
1. Воспитатель показывает детям знакомые им картинки и спрашивает, какие животные на них изображены. Дети узнают и называют их; если дети затрудняются, напоминает сам названия животных.
2. Воспитатель поочередно показывает картины (среднего размера, на которых изображены взрослые животные и их детеныши. Посмотрите, кто же на картинке нарисован? Правильно, собака, а кто рядом с нею? Это ее детеныш - щенок. Кто же это? Повторите: собака со щенком. Аналогично рассматриваются и другие картины.
Педагог дает картинки детям, организует их рассматривание и обсуждение того, что они видят. Отмечаются особенности детенышей.
15 Игра «Что умеет делать это животное?».
Цель: развивать речь, память, внимание.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями различных животных.
Описание: показать ребенку картинку с изображением животного и спросить, что умеет делать это животное. Например, кошка - мяукает (изобразить, ловит мышей, бегает, прыгает, мурлыкает. Собака — лает, сторожит дом, выполняет команды, кусается и т. п.
16 Игра «Диван или тарелка?».
Цель: развивать внимание, навыки классификации предметов.
Описание: если взрослый называет предмет посуды, ребенок хлопает в ладоши. Если предмет мебели - топает ногой. Перечисляя предметы, называть объекты из других категорий вещей, например: фрукты или овощи, одежду или обувь и т. п.
17 Игра «Вспомни и покажи».
Цель: развивать память, внимание.
Игровой материал и наглядные пособия: 4 карточки с разными картинками (зайчик, цвеок, солнышко).
Описание: разложить картинки перед ребенком, рассмотреть их. Затем перевернуть изображениями вниз, не изменяя их местоположение. Предложить ребенку показать, где спряталась та или иная картинка: «Сейчас мы проверим, кто здесь прячется? Молодец, правильно показал!»
Раскрыв все карточки, поменять их местами, фиксируя на этом внимание ребенка. Вновь перевернуть и повторить игру.
18 Игра «За покупками».
Цель: развивать память, внимание, навыки обобщения предметов по их свойствам.
Описание: сделать импровизированный «магазин» с широким ассортиментом «товаров». Предложить ребенку сходить за «покупками». Перечислить то, что необходимо купить: «Сходи в магазин и купи 1 кубик и 2 детали от конструктора». И т. п. Сначала список товаров может ограничиваться двумя-тремя единицами, в дальнейшем количество вещей увеличивается. Если ребенок не справляется с заданием, помочь ему, сходить в «магазин» вместе, выбирая покупки, провести сравнительный анализ: «Нам надо купить 2 кубика, 1 красный, 1 синий. Давай их поищем. Вот лежит кубик, он красный? Нет? А может быть, он синий? Нет, конечно, он зеленый. Зеленый кубик нам пока не нужен». И т. п. Можно играть в «специализированные» магазины: «Одежда», «Игрушки», «Хозтовары».
19 Игра «Собери картинку».
Цель: развивать память, внимание, мелкую моторику.
Игровой материал и наглядные пособия: крупная яркая картинка с изображением одиночного предмета.
Описание: разрезать картинку пополам, показать ребенку, как из двух половинок можно составить целое изображение. Усложняя задание, разрезать картинку на четыре части, но желательно, чтобы в этом случае перед глазами у ребенка была картинка-образец. Помочь ему, комментируя свои действия:
«Это что такое? Это хвост собачки. Давай посмотрим, где у собаки должен быть хвост». И т. д.
20 Игра «Зайцы бывают.».
Цель: развивать внимание, координацию движений.
Описание: взрослый описывает какое-нибудь животное, а ребенок должен изобразить его действием, например: «Зайцы бывают длинноухие (машет руками над головой, изображая уши, прыгучие (прыгает, маленькие (присаживается на корточки)».
21 Игра «Веселый заяц».
Цель: развивать внимание, координацию движений, моторику.
Игровой материал и наглядные пособия: 2 мягкие игрушки.
Описание: объяснить ребенку, что игрушка педагога будет показывать движения, а игрушка ребенка должна их повторить. Затем поменяться ролями.
Педагог читает веселое стихотворение:
Шаг ногой, теперь - другой.
Покивай мне головой.
Помаши передней лапой,
Покажи, как машешь папе.
Вправо, влево наклонись,
Не зевай и не ленись!
22 Игра «Сложи домик».
Цели: развивать внимание; помочь изучить цвет и форму предметов.
Игровой материал и наглядные пособия: геометрические фигуры для складывания домиков (прямоугольники, треугольники, квадраты).
Описание: разложить перед ребенком фигуры разного цвета. Предложить собрать все домики из деталей одинакового цвета. Придумать, кто будет жить в этих домиках. Затем от имени «жильцов» внести предложения по переустройству жилища, например: «Зайка из синего домика хочет, чтобы ты поменял ему крышу. Вместо синей поставил красную. А мышка из желтого домика хочет, чтобы окно у нее стало квадратное».
23 Игра «Геометрический магазин».
Цель: познакомить с формой предметов.
Игровой материал и наглядные пособия: игрушки с четкими геометрическими формами: мяч, кубики, воздушные шары, домино, кольца от пирамидки, формочки для песка и т. п., геометрические фигуры, вырезанные из картона.
Описание: пригласить ребенка в «магазин». Показать ему вырезанные фигурки и объяснить, что здесь игрушки продаются за деньги, по форме соответствующие геометрическим фигурам (кругу, квадрату, прямоугольнику, но только в том случае, если форма выбранной игрушки соответствует вырезанной геометрической фигуре. Например, мяч можно купить за картонный круг, кубик - за квадрат, домино - за прямоугольник и т. д. Можно усложнить задание, объяснив ребенку, что, например, за два квадрата можно купить два кубика, за три круга - три кольца от пирамидки.
24 «Какая игрушка спрятались»
Материалы: игрушки 3-8 штук, платочек.
Ход игры:
Расставить на столе игрушки, начиная с трех и постепенно увеличивая их до восьми. Назвать, повторить с детьми, накрыть платочком, убрать одну игрушку. Спросить, чего не стало? Постепенно можно убирать не по одной, а по несколько игрушек сразу.
Также можно играть не с игрушками, а с картинками.
25 «Какая игрушка появилась»
Материалы: игрушки 3-8 штук, платочек.
Ход игры: игра похожа на предыдущую игру, только мы не прячем игрушки, а наоборот, добавляем.
26 «Сортировщик»
Учим детей сортировать предметы.
Материалы:
4- 7 одинаковых корзинок (тар, цветная детская посуда по 4 предмета каждого вида.
4-7 одинаковых корзинок (тар, геометрические фигуры по 4-8 штук из игры «Конструктор геометрический»
Ход игры:
С посудой: повторить название посуды: тарелки, блюдца, чашки, ложки большие, ложки чайные, вилки, ножи. Расставить 4 корзины. Сначала сортируем по цветам. В каждую для образца положить по два предмета одного цвета. Дальше упражнение выполняют дети. Раскладывают все предметы по цветам. Затем сортируем по видам. Выставляем 7 корзинок. В каждую кладем по два предмета: две чашки, две ложки и т. д. Дети должны разложить посуду не ошибаясь по корзинам.
С фигурами: повторить название фигур. Задание выполняется также как и с посудой. Сначала раскладываем по цветам, затем по фигурам.
27 «Какого цвета?»
Материалы: 4 предмета 4 цветов. Например, флажок – красный, фломастер – синий, шарик – зеленый, кубик - желтый, мешочек.
Ход игры:
Показать детям предметы, повторить цвета. Сложить их в мешочек. Спросить какие предметы были в мешке. Дети называют, что было и какого цвета.
28 «Веселый мешочек»
Материалы:
Разные игрушки: флажок, машина, неваляшка, пирамидка, кукла, и др., мешочек.
Разные предметы: расческа, щетка, палка, кисточка, колокольчик, и др., мешочек.
Ход игры:
Назвать предметы и игрушки, дать потрогать и подержать, убрать в мешочек. Дети по очереди достают, не глядя из мешка ту игрушку или предмет, который просит воспитатель.
29 «Чем рисуем?»
Материалы: предметы, которыми можно рисовать и другие игрушки. Например, кисть большая, кисточка маленькая, фломастеры, карандаши, мел, ручка. Палочка, дудочка, машина, кукла и др.
Ход игры:
Требуется выбирать из предметов, которые лежат на столе, те которыми можно рисовать. А про те предметы, которые не выбрали, надо объяснить, для чего они предназначены.
30 «Съедобное – не съедобное»
Материалы: муляжи овощей и фруктов, картинки с нарисованными продуктами, разные игрушки и предметы, две корзины.
Ход игры:
Требуется разложить по корзинам то, что мы едим в одну корзину, и то, что мы не едим в другую корзину.
31 «Где, чей домик?»
Материалы: 4 больших цветных кубика, 4 маленьких игрушки.
Ход игры:
Ставим 2 больших кубика, на кубики – игрушки. Запоминаем, что на синем кубике сидит матрешка, а на желтом - собачка. Убираем игрушки, детям надо правильно рассадить игрушки. На синий кубик посадить матрешку, а на желтый – собачку. После того, как дети научаться правильно выполнять это задание, усложняем с тремя и четырьмя кубиками.
32 «Найди нужную фигуру»
Материалы: большие и маленькие круги, квадраты, треугольники и прямоугольники трех цветов.
Ход игры:
Перед каждым ребенком выкладываются фигуры: большие и маленькие круги, квадраты, треугольники и прямоугольники трех цветов. Воспитатель просит найти большой синий круг. Дети находят и показывают, кладут на место. Воспитатель просит найти маленький красный круг, дети находят и показывают, и т. д. пока все фигуры не будут найдены. Количество фигур лежащих на столе зависит от того, сколько фигур дети знают, и в какой мере развито их внимание и терпение.