Оксана Кудрявцева
Круглый стол «Животный мир Смоленщины»
▼ Скачать + Заказать документы
КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Животный мир Смоленщины»
Цели:
•Продолжать формировать представления педагогов об эффективных формах работы по ознакомлению детей с культурно - историческими традициями народов Смоленской области.
•Развивать инициативу, мастерство и творческий потенциал педагогов.
•Совершенствовать умение педагогов опираться в процессе дискуссии на свой личный опыт.
Публикация «Круглый стол „Животный мир Смоленщины“» размещена в разделах
- Животные. В мире животных
- Круглый стол для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Ход круглого стола:
1. Вступительное слово руководителя РМО.
Живая природа это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в этом мире отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но несмотря на это роль их в биосфере огромна. «Животный мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей Родины.
Первые представления, элементарные знания об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления детьми чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой. Ознакомление с животным миром родного края - одна из составных частей нашей работы, которая предполагает решение ряда воспитательно-образовательных задач, определенных программой. Наблюдения за лягушкой, ежиком, кроликом, белкой, экскурсии в летний парк, к водоему, в осенний лес, уход за обитателями уголка природы, подкормка птиц, поделка игрушек из природного материала, дидактические игры – это далеко не полный перечень мероприятий, осуществляемых воспитателями в разных возрастных группах по региональному компоненту.
Педагог не только знакомит ребят с животными нашего края, но и учит относиться к ним бережно и внимательно.
Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным родного края необходимо, во-первых, для воспитания правильного, рачительного отношения к фауне, во-вторых, для развития более сложных нравственно-эстетических чувств, предполагающих активную, действенную позицию ребенка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т. п.). Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.
2. Просмотр СООД по ФЦКМ в средней группе – воспитатель Бандуш Е. В.
3. Обсуждение СООД по ФЦКМ – выступление Бандуш Е. В.
4. Выступление воспитателя Потериной О. В. на тему «Формирование у детей дошкольного возраста познаний о животных Смоленской области».
При формирование у детей дошкольного возраста познаний о животных Смоленской области мы принимаем во внимание следующее:
•интерес к различным представителям животного мира Смоленщины, желание больше узнать о их жизни, повадках;
•знание и выполнение правил обращения с живым существом;
•осознание необходимости охранять животных, заботиться о них;
•желание трудиться ради животного, умение ухаживать за ним;
•эмоциональность восприятия и общения с животным.
Знания, которые мы даём детям дошкольного возраста, можно подразделить на две большие группы: о самом мире фауны, его разнообразных представителях (начиная с названия, характерных особенностей внешнего вида до некоторых форм приспособления к среде) и о возможных формах взаимодействия человека и животного (способах помощи животному, ухода за ним, его защиты). То есть эти группы знаний условно можно было бы охарактеризовать так: к первой группе относятся знания, расширяющие кругозор детей, способствующие их интеллектуальному развитию, ко второй знания, определяющие правила поведения ребенка в природе, нормы нравственного отношения к ней.
Таким образом, при ознакомлении детей с животным миром родного края решаются в единстве три задачи: формирование знаний о животных Смоленщины, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе.
Осуществляя работу в указанных направлениях, необходимо помнить, что важным условием ее эффективного выполнения является связь детского сада и семьи. По этому разделу педагог планирует следующее:
•ознакомить родителей с содержанием и методами формирования представлений о животных смоленской области у детей разного возраста. Для этого проводятся родительские собрания, открытые занятия, коллективные экскурсии в лес и др. ;
•раскрыть родителям особенности ознакомления дошкольников с животными родного края в домашних условиях. Воспитатель проводит консультации, беседы. Специальное место в уголке для родителей отводится тематической рубрике. Здесь можно поместить, например, информацию о сезонной жизни животных нашего края, возможных способах помощи им в разное время года;
•давать практические советы по уходу за животными, их содержанием дома, по организации живого уголка;
•повышать экологическую культуру родителей, углублять их знания о природоохранительных мероприятиях, проводимых в нашей стране. Это могут быть лекции, выставки художественной и научно-популярной литературы, специальные выпуски стенгазеты.
Основными методами, которые используются нашими педагогами в ознакомлении детей с животными родного края, являются:
1. Наблюдение за объектами живой природы, рассматривание иллюстраций и картин на темы природы.
2. Беседы и рассказы о природе, экологические сказки, речевые логические задачи.
3. Труд в природе
Для того чтобы дать наиболее полное представление о животных, работа по ознакомлению делится на три части:
1. Внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания и размножения).
2. Среда обитания, характер приспособления к условиям жизни.
3. Приносимая польза.
По основной цели СООД, используемые для формирования правильного представления о животных Смоленской области и формированию гуманного отношения можно разделить следующим образом:
• Направленные на формирование новых представлений о животных (экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, чтение художественных произведений);
• Уточняющие и обобщающие знания детей (беседы, сравнительные наблюдения, рассказы детей, рисование);
• Активизирующие, проверяющие знания детей (решение логических задач, загадок, дидактические игры) итоговые беседы.
Таким образом, ознакомление дошкольников с животным миром Смоленщины играет большую роль в воспитании высокообразован-ного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к жизни.
Животные Смоленской области
Животный мир Смоленской области отличается богатством и разнообразием. На ее территории обитают 55видов млекопитающих, около 260 видов птиц, 40 видов рыб. В лесах широко распространены зайцы, белки, лисы, кабаны, лоси, волки; встречаются медведи, рыси, куницы, ласки, горностаи. Реки и озера богаты щукой, судаком, лещом, окунем, налимом, другими видами рыб. В области обитают представители 14 типов животных, много видов занесено в Красную книгу области и России.
Из млекопитающих в области встречаются: заяц-русак, лось, лисица, волк, куница, бурый медведь и др.
Из птиц — дятел, снегирь, дрозд, глухарь, сова, аист и др.
Многочисленны различные насекомые. Достоверно выявлено около 2000 видов, что составляет только 10 % от их реального количества на территории области.
В области обитает несколько видов рептилий — ящерицы (ломкая веретеница, прыткая ящерица) и змеи (обыкновенная гадюка, уж обыкновенный, медянка).
Земноводные представлены — тритонами (обыкновенный и гребенчатый, жабами (серая и зелёная) и лягушками (травяная, озёрная, прудовая, съедобная).
Чтение художественной литературы
Для детей старшего дошкольного возраста характерен особый интерес к окружающему миру, поэтому именно этот период жизни детей необходимо использовать для воспитания у них любви к животному миру. Через художественную литературу педагог должен учить детей доброте, вызывать сочувствие, желание помочь, радоваться и получать удовольствие от возможности оказать помочь животному, которое в неё нуждается.
После прочтения рассказа о животных педагог использует такой метод, как эстетические беседы. Цель эстетических бесед – не только закрепить знания о нормах поведения, но и соотнести конкретную ситуацию, описанную в произведении, с жизненным опытом ребёнка. После такой беседы дети должны хорошо представлять, как нужно поступить в подобной ситуации в жизни. Это обязывает педагога наряду с вопросами для обсуждения содержания произведения наметить и такие, которые активизируют опыт ребёнка, заставят его думать, поразмыслить о том, как он сам поступил бы в подобном случае.
Ознакомление с животными на участке детского сада
Знания о птицах дети получают также на прогулке, во время систематичес-ких наблюдений за птицами у кормушки. Под руководством воспитателя они отмечают самые характерные, немногие признаки внешнего вида и повадок птиц, сравнивают контрастных птиц, узнают их названия. Малыши видят, что старшие дети и воспитатель систематически подкармливают птиц, заботятся о них (особенно в зимнее время, когда для птиц мало корма, это укрепляет положительное отношение детей к живым существам и вызывает желание самим заботиться о них.
Знания о животных закрепляются детьми в процессе дидактических и подвижных игр («Кто как кричит», «Воробушки и автомобиль» и др.) Кроме того, воспитатель подбирает для детей литературный материал: стихи, рассказы, картины для рассматривания, - это оказывает эмоциональное воздействие на детей и укрепляет положительное отношение к животным.
Воспитатель побуждает детей к наблюдению за животными в течение дня, в конце каждого занятия дает детям задания по наблюдению.