Наталья Дудашенко
Краткосрочный проект для разновозрастных групп «Широкая Масленица»
▼ Скачать +Заказ
Тип проекта : музыкально-творческий, игровой.
Продолжительность: краткосрочный (7 дней)
Участники проекта : воспитатели, музыкальный руководитель, дети младшей, средней и старшей групп.
Интеграция с другими образовательными областями: музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.
Публикация «Краткосрочный проект для разновозрастных групп „Широкая Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность. Россия всегда была богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является народное гуляние в конце зимы - Масленица. Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни петь. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Непосредственное участие детей в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого праздника. Он один из самых веселых праздников в году, который широко отмечается по всей России. Он отражает вековые традиции, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Это недельный праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, посвященный прощанию с зимой и встрече весны. Масленица - один из самых любимых народных праздников, происходящих в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами и всегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В этом празднике переплетаются народные и православные корни. Мы отошли от этих традиций, тем самым лишили детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гуляния силами педагогов, родителей и детей.
Проблема проекта : имея богатейшие народные традиции в проведении
календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором
переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих
традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-
нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального
народного творчества.
Цель проекта :
- формирование интереса к русским народным традициям на примере ознакомления с праздником Масленица.
Задачи:
1. Познакомить детей с русским народным праздником Масленицей, его историей и обычаями.
2. Разучить с детьми заклички, потешки, пословицы, песни к празднику, познакомить с правилами проведения русских народных игр.
3. Развивать творческие способности детей.
4. Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, внимание и чуткость друг к другу и окружающим людям.
5. Воспитывать чувство патриотизма, основанное на русских традициях.
Этапы реализации проекта :
I. Подготовительный.
1 Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике;
2 Подбор музыкального материала, пособия и литературу по теме «Масленица»;
3 Формулировка цели и задач;
4Создание творческой группы;
5 Составление перспективного плана реализации основного плана проекта;
6 Разработка сценария мероприятия;
7Подготовка подвижных игр и соревнований.
II.Основной
1 Наблюдение за изменениями в природе;
2 Беседа: «Как на Руси Масленицу встречали»;
3 Заучивание закличек, стихов;
4 Разучивание хороводов, народных танцев, музыкальных игр.
5 Знакомство со значением и обычаями праздника.
Понедельник - встреча. Заучивание масленичных закличек, частушек,
хоровода «Едет масленица» Помощь в организации. Знакомство
детей со значением слова «Заигрыш»
Вторник - Заигрыш. Разучивание песни «Ох, блины, блины, блины…».
Подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Ручеёк», катание на карусели.
Помощь в организации. Создание элементов соревновательности.
Знакомство со значением и символикой блинов.
Среда - Лакомка. Соревнование между детьми средней и старшей групп. «Прыжки в мешках», «Ловкие и смелые». Развитие физических качеств. Беседа «Что мы узнали о масленице».
Четверг - Разгуляй. Просмотр мультфильма из серии «Смешарики»-
Масленица. Рисуем с детьми. Выставка рисунков. Праздничное мероприятие
«Прощай, Масленица»
Пятница - тёщины вечера. Игры-эстафеты, пение песен, частушек, танцы.
Помощь в организации. Создание праздничного настроения.
III.Заключительный
1 Музыкально-спортивный праздник на улице;
2 Консультация для родителей «Как мы провели масленицу».
3 Фотоотчёт и видеозапись мероприятия.
Вывод: Дети: получили новые знания о Масленице как об одном из русских народных праздников; расширили представления о родственных отношениях; приняли участие в приготовлении блинов совестно с родителями. Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Широкая масленица
Действующие лица: 1- скоморох, 2-й скоморох, Баба-Яга, Весна.
Звучит весёлая музыка. Выбегают два скомороха.
1-й ск: Эй! Веселей, собирайся народ!
Нынче масленица в гости идёт.
Спешите! Спешите! Спешите!
Друзей с собой захватите!
2-ск: Тары-бары! Тары-бары!
Выходите во дворы!
Будем пляски начинать
Будем Масленицу встречать!
1-ск: Дорогая наша гостья Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна!
Дуня белая! Дуня румяная!
Коса длинная – триаршинная,
Лента алая – двупольная!
2- ск: Платок беленький- новомодненький!
Брови черные, наведённые!
Ты, тетенька, подавай блинка,
Оладушка, прибавышка!
1 – ск: Я блинка бы съел с вершок!
2-ск: Глянь в углу стоит мешок!
1-ск: А скажи-ка, скоморох,
Что в мешке? Бобы? Горох?
2-ск: Я принёс в честь праздника
Много вкусных пряников.
Для пригожей публики
Конфеты да бублики!
1-Ск: Что за чудо? Скок да скок! Глянь-ка, тронулся мешок!
2-ск: Эй, хватай его, лови! За мешком скорей беги!
Ловят мешок
1-ск: Давай угостим всех, глянь, и нам по крендельку достанется!
2-ск: А, может и по блинчику!
Их мешка вылезает Баба –Яга.
Б-Я: Здорово, скоморохи! Поклон вам, люди добрые! Привет вам от лешего! Тьфу! От лета! Встречалась я с вами на болоте! Тьфу! В полете! К вам Спешил! Масленица Я!
1 ск: Постой! Что-то тут не так! Эй, Масленица, а есть ли у тебя паспорт?
Б-Я: это у меня-то? Есть. Во.
2-ск: (читает) Назначается Масленицей на 2014 год.
1 ск: О! И печать есть, гляди!
2-ск: И подпись заковыристая стоит!
1-ск: Ну, и что, за подпись? (читают вместе) Кощей бессмертный! А-а! Вот ты кто? Баба-Яга!
2 ск: Мы тебя Масленицей принять не можем.
Б-Я: Как же так. Я всё зиму готовилась, недоедала, недосыпала. Такое меню вам приготовила – пальчики оближешь!
На первой – суп вкуснейший на болотной гуще!
На второе - пирог с начинкой из лягушачьих ног!
На третье, значит, сладкое, да сказать по правде, только гадкое!
Не то мороженое, не то пирожное,
Только есть это никак невозможно! Во как!
1-ск: Вот это меню всем на удивление!
2-ск: Как бы не заболел живот от такого угощения!
Б-Я : В ещё у меня есть песни пляски, игры да сказки про Кикимору болотную да Шишигу перелетную!
1 ск: Нет, не годится! Ты наши игры не знаешь.
Б-Я: А какие у вас игры?
2 ск: А сейчас покажем. Становитесь-ка, ребята, поиграем в игру, которая так и называется «Баба-Яга».
Игра «Баба-Яга»
Б-Я стоит в центре круга, дети ходят вокруг неё и говорят слова.
Дети: Бабака - ёжка – костяная ножка, с печки упала, ножку сломала.
А потом и говорит: «У меня нога болит»
Вышла на улицу -раздавила курицу.
Вышла на базар – раздавила самовар.
Вышла на лужайку – испугала зайку»!
Раз, два, три – нас лови!
Дети разбегаются, Баба-Яга их ловит.
Б-Я: Я тоже знаю одну игру Моей помощницей будет моя волшебна метелка.
Игра «Метёлка волнуется»
Метелка волнуется – раз,
Метелка волнуется – два.
Метелка волнуется –три,-
Ребята, на месте замри!
Дети замирают на месте.
Б-Я: А я ещё скороговорки знаю. Кто повторить может?
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки.
1 ск: А ребята из младшей группы хотят поиграть в игру «Дети и медведь» .
Б-Я: Я загадки ваши ребята умеют отгадывать?
Загадки.
1. Хвост во дворе, нос в конуре.
Кто хвост повернёт, тот и в дом попадёт. (ключ)
2. Попало наше тесто в горячее место
Попало – не пропало, румяной булкой стало (печь).
3. За водой идут - песни звонкие поют.
А назад идут – слёзы льют. (ведра)
Б-Я: Молодцы! Умненькие ребятишки! А не хотите ли полетать на моей волшебной метле? Тогда становитесь в две команды и по моему сигналу начинайте.
Игра «Полетаем на метле» сред. гр.
2-ск: Баба-Яга, а наши ребята не только быстрые, но и сильные. Померимся силой богатырскою. Выходи тянуть канат.
«Перетяни канат» ст. гр.
1 – ск: К нам весна шагает,
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
Под её ногами.
Теплые проталины
На полях видны–
Видно, очень теплые
Ноги у весны.
Ребята, давайте вместе позовём Весну.
Все (закличка)
Весна, весна красна
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью.
С великой милостью.
Со льдом высоким,
С корнем глубоким.
Выходит Весна
Здравствуёте, люди добрые!
Я- Весна –красна пришла.
Тепло и солнце
С собой принесла.
А ты, Зимушка, уходи,
Место Марту уступи!
2 – ск: А мы, Весна, тебя пляской порадуем. Эй, пой, пляши. Веселись от души!
Хоровод
1 ск: Вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели? Да какой же праздник без блинов горячих и румяных? А чтобы их попробовать, надо сначала спеть песню про блины. Споём?
Песня «Блины»
Персонажи угощают детей блинами.
1- ск: Ребята, на масленицу принято сжигать чучело. В нём заключено все самое плохое, дурное, злое – болезни, ссоры, раздоры.
2- Ск: Выносит чучело, поджигают.
Все: Гори, гори ясно!
Чтобы не погасло!
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят!