Анна Инюхина
Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Рождественские колядки»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образовательное учреждение №5 «Сказка»
Краткосрочный проект
для детей подготовительной группы
по теме «Рождественские колядки»
Срок реализации : с 16.01.2023г. по 20.01.2023г.
Воспитатель: Инюхина А. А.
Г. Мытищи
Актуальность :
Темочки:
- Колядки, святки
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Проекты
- Темочки
Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры. Колядки на Рождество - это одна из интереснейших рождественских традиций. Такая же традиция сложилась и у нас в детском саду. Уже не первый год вместе с ребятами мы в детском саду устраиваем Рождественские колядки.
Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к культуре своего народа: пополнение знаний детей о Рождестве и Рождественских колядках, воспитание уважения к его традициям и обычаям, развитие потребностей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия.
Русские народные праздники включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям старшего дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом.
Цель проекта :
Познакомить детей с традициями и обычаями Рождественских колядок.
Предмет проекта :
Познавательная инициатива детей.
Постановка проблемы:
Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание народных традиций. Очень важно с ранних лет приобщать детей к традиционным народным праздникам, повышать познавательный интерес у детей к родной истории. Учитывая, что представления детей жизни о родной истории в целом ещё недостаточно устойчивы, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с традициями народных праздников. Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности «Колядки». Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, творческую, исследовательскую, конструктивную.
Тип проекта : групповой, краткосрочный.
Срок реализации: с 16.01.2023г. по 20.01.2023г.
Задачи:
Познавательное развитие
- Расширять представления о происхождении праздника, его традициях, обычаях;
- Пробуждать у детей любознательность и интерес к русским народным праздникам.
Речевое развитие
- Учить развивать сюжет, использовать языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свой рассказ определённой (основной) мысли.
Активизировать словарь по данной теме. Поупражняться в составлении предложений, рассказов, описании картин.
Социально - коммуникативное развитие
- Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
Развить и обогатить социально - личностный опыт посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Художественно эстетическое развитие
Развить эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства. Закрепить навыки работы с кистью, ножницами и бумагой, развить мелкую моторику.
Продолжить развивать интерес к музыке, развить песенное творчество, усовершенствовать музыкальную память, поспособствовать развитию навыков ритмичного движения, поощрить творческую активность, эмоциональную отзывчивость
Физическое развитие;
Совершенствовать двигательные умения и навыки, обучить коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами. Развить физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддержать интерес детей, к активному здоровому образу жизни.
Виды детской деятельности:
Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, речевая.
Планируемый результат:
1. Дети имеют представление об истории праздника Рождество Христово, традициях и обычаях Колядок.
2. Дети внимательно слушают музыку, эмоционально откликаются на выраженные в ней чувства и настроения.
3. Стремятся выразить свои чувства в творческих заданиях, музыкальных играх и игре на музыкальных инструментах.
4. Дети самостоятельно без помощи воспитателя проводят знакомые игры, пляски, участвуют в инсценировках.
5. Дети умеют петь колядки самостоятельно, играть в игры, соблюдая правила.
6. Дети понимают свою принадлежность к родному народу, к его истории и культуре.
Участники проекта :
педагоги, учитель-логопед, дошкольники 6 - 7 лет.
Формы работы с родителями:
Оформление папок-передвижек для родителей: по теме «Что такое святки и как они празднуются у нас в стране».
Консультация «Рождество и святки в народных традициях»;
Консультация «Коляда».
Беседы с родителями о необходимости участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательное - образовательному процессу в ДОУ.
Форма работы с детьми:
Совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку, рисование иллюстраций; игры и упражнения под тексты стихотворений; физкультминутки; оформление выставки.
Завершающий этап.
Мероприятие в ДОУ «Рождественские колядки»
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап (подготовительный)
• Выявление знаний детей о происхождении праздника, его традициях, обычаях.
• Подбор и изучение наглядного материала и познавательной литературы для реализации проекта.
• Обновление содержания предметно-развивающей среды по теме проекта.
• Составление конспектов, картотек игр, пособий.
• Определение тем консультаций и мероприятий для родителей
2 этап (практическая часть)
Дата
День недели Образовательная деятельность в режимные моменты Непосредственно-образовательная деятельность Самостоятельная деятельность
16.01.2023г.
Понедельник Беседа на тему «Что такое святки?»
Чтение художественной литературы.
• Л. Медведев «В сочельник»,
• Н. Хвостов «Сочельник в лесу», Познавательно - исследовательская деятельность
Презентация: «Колядки» Расширять и укреплять знания о профессиях.
Продуктивная
деятельность (нетр. техники изо творчества)
Тема: «Вифлеемская звезда»
Задача:
Развитие мелкой моторики, воображения, творческих способностей.
Физкультура
Продолжаем развивать двигательную активность. Просмотр мультфильма «Коляда».
Дидактическая игра: «Продолжи предложение», «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете».
Игра- классификация «Какие животные могли быть в вертепе?».
17.01.2023г.
Вторник Чтение художественной литературы.
• Б. Пастернак «Рождественская звезда»,
• О. Ефремова «Рождество Христово»,
Дидактические игры: «Подумай, отгадай, найди». Коммуникативная деятельность.
Развитие речи.
Рассказ по картинам русских художников.
• Н. Пимоненко «Святочное гадание»,
• К. Брюллов «гадающая Светлана»,Коляда»
Задача: Учить детей составлять рассказы по картинам.
Музыка
Разучивание колядок, потешек.
Просмотр
Мультфильма: «Святочные рассказы»
Игра- классификация «Символы Рождества».
18.01.2023г.
Среда Чтение художественной литературы.
Н. Гоголь «Коляда». Познавательно - исследовательская деятельность
(ФЭМП)
Тема: «Фигурное печенье»
Задачи: учить детей счету в пределах 8. Закреплять состав числа из единиц. Графический диктант.
Продуктивная деятельность
Лепка из соленого теста «Козульки».
Задачи: Развивать умение детей задумывать содержание своей работы и доводить замысел до конца. Развивать творчество, образные представления. Продолжать формировать умение рассматривать свои работы, выделять интересные по замыслу изображения, оценивать работы.
Физкультура
Продолжаем развивать двигательную активность.
Сюжетно – ролевая игра «Гостеприимные хозяева».
Подвижные игры «Ангелы», «Новые наряды»
19.01.2023г.
Четверг Ознакомление с характерными для святочного времени народными играми, потехами:
• «Шел мужик дорогою»; Коммуникативная деятельность.
Развитие речи.
Сказка «Коляда»
Музыка.
Подготовка к Колядкам.
Репетиция.
Просмотр мультфильма «Удивительный ужин в Сочельник»
Хороводные игры: «Каравай», «Колпачок и палочка»
20.01.2023г.
Пятница Ознакомление с характерными для святочного времени народными играми, потехами:
• «Бабка Ёжка»,
• «Прялица», Продуктивная деятельность
(Рисование) Раскрашивание фигурного печения из соленого теста
«Козульки» Рассматривание иллюстраций на тему: «Ряженые».
Итоговое мероприятие:20.01.2023г. Рождественские колядки ДОУ.
ИТОГ
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов.
Благодаря этому проекту дети получили новые знания, расширить кругозор и представления об окружающем мире. В результате реализации данного проекта у детей возросла познавательная активность и интерес к изучению истории и традиций своего народа, расширился кругозор, обогатился словарный запас, с помощью музыкально – эстетической деятельности у детей появилось чувство ритма, артистизм, они увидели и почувствовали красоту народной музыки.
При реализации деятельности по подготовке и проведению музыкальных праздников, развлечений, посиделок отмечена её универсальность, что позволяет использовать её при организации различных видов детской деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, а также интеграция в различные виды деятельности.
Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями.