Александра Крылова
Коррекционно-педагогическая помощь детям-инвалидам, обучающимся в условиях дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
«Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок (ребенок-инвалид) должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества».
Ст. 23 Конвенции о правах ребенка.
Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют разную степень инвалидности.
Публикация «Коррекционно-педагогическая помощь детям-инвалидам, обучающимся в условиях дошкольного учреждения» размещена в разделах
Получение детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Воспитание и обучение детей – инвалидов дошкольного возраста имеет как общие с воспитанием детей с нормой развития задачи, так и специфические задачи, обусловленные иными возможностями ребенка, медленным темпом освоения материала, структурой дефекта, его индивидуальными особенностями. Необходимо прилагать значительно больше усилий, чтобы создать ребенку инвалиду благоприятные условия для его развития. Важно не механически тренировать его в усвоении знаний, которые ребенку трудно осмыслить, а подготовить его к жизни в обществе и посильному труду.
Федеральный государственный образовательный Стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) разработан впервые в Российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». С принятием нового Федерального Закона об образовании дошкольное образование стоит на первой ступени в развитии образования, и одна из его главных целей это обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.
Коррекционная работа в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования направлена на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых индивидуальных потребностей, социальной адаптации.
В нашем детском саду существует две группы для детей с нарушением зрения, в которых воспитываются 5 детей – инвалидов. Но, помимо их основного зрительного дефекта, у детей имеется недостатки речевого развития (ОНР, ЗРР).
Исследователями установлена неоспоримость факта, имеющего достаточное множество доказательств, которые свидетельствуют о том, что речевые нарушения особенно обширно представлены у детей со зрительным дефектом, сложны по степени выраженности, структуре, затрагивают речь как целостную систему и требуют применения своеобразной дифференцированной системы логопедической работы.
Коррекционно – образовательная работа с этой категорией детей осуществляется силами дефектолога, логопеда, психолога и воспитателей. Логопедические занятия дифференцируются с учетом состояния зрительной функции, уровня развития речи детей, способов их восприятия и индивидуальных особенностей.
Коррекция нарушений речи у слабовидящих детей как сложного дефекта требует учета и анализа состояния не только всех компонентов речевой деятельности, но и множества неречевых функций, что составляет методику комплексного логопедического воздействия. Своеобразие комплексной и многофакторной методики заключается в том, что коррекция нарушений речи этих детей осуществляется с учетом состояния зрения, особенностей способов восприятия, а следовательно, и специфических приемов подачи одного и того же материала в процессе работы.
На логопедических занятиях (подгрупповых и индивидуальных) со слабовидящими детьми решаются две категории коррекционных задач :
- исправление речевых нарушений;
- коррекция зрения за счет работы над развитием зрительных функций.
Моя работа по коррекции зрения детей осуществляется с учетом их зрительных возможностей, офтальмо-медицинских показателей, времени наступления и характера зрительных патологий.
На каждом логопедическом занятии проводится гимнастика для глаз. Это многофункциональных коррекционный метод. В процессе выполнения комплексов упражнений решаются задачи как по формированию зрительной культуры детей, так и по развитию речи, поскольку комплексы глазных гимнастик проводятся с речевым сопровождением.
Неточные представления об окружающем предметном мире провоцируют накопление в речи детей слов без конкретного содержания. Поэтому на индивидуальных и подгрупповых занятиях я использую игры и упражнения направленные на развитие зрительного внимания:
«Узнай по тени» (теневые картинки по лексическим темам);
«Узнай по контуру» (контурные изображения по лексическим темам);
«Разрезные картинки»
На логопедических занятиях я так же осуществляю специальную коррекционную работу по обогащению зрительных представлений о предметном мире, демонстрируя по возможности натуральные предметы или их уменьшенные копии, так же использую красочный наглядные материалы (иллюстрации, предметные картинки по лексическим темам).
В тех видах деятельности, где необходимо участие зрения у детей наблюдается быстрая утомляемость, отвлекаемость. Для снятия утомления, для активизации внимания, работоспособности я использую упражнения на снятие зрительной нагрузки (пальминг).
Параллельно с задачами по развитию фонематического слуха и слухового внимания на логопедических занятиях я задействую сохранные анализаторы в процессе ознакомления с окружающим миром. При этом использую игры такие как: «Громко-тихо», «Угадай по голосу», «Что ты услышал» и др.
Широкие возможности для развития навыков ориентировки в пространстве представлены в логопедической работе в разделе предложно-падежного управления при использовании пространственных предлогов и наречий. У слабовидящих детей часто наблюдается неправильное оформление грамматической стороны речи, ошибки в изменении слов, в произношении окончаний имен существительных и глаголов. Особые затруднения вызывает грамматическая форма предложений, употребление предлогов. В этом помогают различные игры и упражнения: «Кто где сидит?», «Где спряталась птичка?» и т. д.
Следствием в нарушении зрительных функций являются трудности в предметно-практических действиях. В развитии функций выделения, прослеживания, фиксации и локализации способствуют упражнения: «Обведи рисунок по точкам», «Найди все овощи», «Проведи дорожку».
Особое значение имеет развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики для подготовки руки ребенка к письму. Важно использовать в работе с детьми моторные упражнения для пальцев и кистей рук с различными предметами (застегивание пуговиц, различного вида шнуровки на лекалах, упражнение с мозаикой, конструктором, игровые задания по моделированию букв, выкладыванию предметов из спичек, семечек, ракушек, рисовых зернышек, каштанов, шерстяных ниток и т. п.,
Специфика развития речи слабовидящих детей так же выражается в слабом использовании невербальных средств общения – мимики, пантомимики, интонации, поскольку нарушения зрения затрудняют их восприятие и делают ограниченным использование такого рода выразительных средств.
В системе логопедических занятий отрабатываются наиболее слабые звенья речевой деятельности детей. Но совместная работа логопеда, воспитателя, дефектолога создает систему, которая обеспечивает речевую базу для школьного обучения.