Ольга Жало
Коррекционная направленность физкультурных занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционная направленность физкультурных занятий.
В настоящее время имеет место быть проблема состояния здоровья детей дошкольного возраста. За последние годы возросло число дошкольников 5 – 6 лет, имеющих различные нарушения нервно – психического развития. Эти неблагоприятные процессы в значительной степени связаны с неудовлетворительным состоянием окружающей среды, деформацией семейных отношений, недостатками в работе лечебно – профилактических учреждений и др.
Публикация «Коррекционная направленность физкультурных занятий» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Известно, что дети с задержкой имеют разные физические возможности и характеризуются большой подвижностью, высокой реактивностью, неуравновешенностью. Движения их резки, быстры, часто бесцельны. Как правило, они хорошо выполняют простые упражнения, но избегают движений, требующих точности, сосредоточенности, сдержанности. Среди детей с ЗПР встречаются дети и с малой двигательной активностью, они вялы, пассивны, быстро утомляются.
Все это и определяет актуальность разработки содержания и методики проведения физкультурных занятий с данной категорией детей.
Педагогические методы и приемы работы носят коррекционно – развивающий характер и направлены на максимальное преодоление нарушений в развитии с ориентировкой на положительные возможности ребенка. Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации недостатков является двигательная активность.
Учитывая психофизические особенности детей с ЗПР, длительность физкультурных занятий не превышает 15 – 25 минут в зависимости от возраста. Физкультурные занятия с детьми данной категории включают в себя специальные коррекционные упражнения для развития памяти, внимания, речи, также упражнения для развития общей и тонкой моторики, функции равновесия, ориентировки в пространстве, зрительно – опорной координации движений.
В процессе коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими ту или иную форму ЗПР, на физкультурных занятиях мы используем подвижные игры и спортивные упражнения, упражнения с речетативами (логоритмика, данстерапию, ритмопластику, психогимнастику, релаксацию, пальчиковую гимнастику, упражнения с коррекционными мячами, упражнения на профилактику плоскостопия, упражнения на развитие равновесия.
Для детей с ЗПР рекомендуют интегрированные физкультурные занятия, то есть такие, на которых решаются задачи физического воспитания и других разделов программы воспитания и обучения в д /у (математическое развитие, познавательное развитие, сенсорное развитие, развитие речи).
Подвижные игры.
Для выполнения коррекционных задач очень важно использовать подвижные игры. Характер игры, ее содержание должны быть разнообразны. Это может быть сюжетная игра или игра – инсценировка. Возможно проведение бессюжетных игр, игр с предметами. Нормализуя моторную функцию ребенка, игра помогает решить и ряд других коррекционно – воспитательных задач: повышает активность, развивает подражательность, формирует игровые навыки, совершенствует речь, поощряет творческую активность детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи, способствуют развитию ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. В подвижных играх используется согласование речи с движением.
Например : подвижные игры: «Медведь», «Разноцветный мячик», «Ловишка с рыбками», «Мой веселый звонкий мяч», «Тучка» (с обручем).
Упражнения с речетативами (логоритмика).
При коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР необходимо включать в работу максимальное количество анализаторов – слуховой, зрительный, кинестетический, рече – двигательный (С. Г. Шевченко, 1998). Соответствующие условия мы создаем и на физкультурных занятиях. В процессе выполнения различных разновидностей ходьбы и бега, общеразвивающих упржнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, считалок. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речетатив.
Например : Во время выполнения ходьбы с высоким подниманием колена (дети – лошадки) можно использовать речетатив:
«Цок – цок! Конь живой, с настоящей головой,
С настоящей гривой. Вот какой красивый!».
Во время бега речетатив «Самолет» : «Самолет летит, летит. смелый летчик в нем сидит».
В упражнении для укрепления мышц шеи, плечевого пояса, груди, живота, ног - речетатив: «Мячик».
«Чтоб на спинке покачаться,
Буду в мячик превращаться».
В подвижных играх при выборе водящих используются считалки.
Занятия с элементами логоритмики осуществляются в контакте с логопедом.
Данстерапия.
Данстерапия для дошкольников с ЗПР предполагает осуществление спонтанного танцевального действия, что способствует выработке свободы и выразительности движений, развивает общую подвижность и повышает физические и психические возможности организма детей.
Однако, следует учитывать, чем меньше двигательный опыт у детей, чем меньшим запасом они обладают, тем сложнее им выполнить задание «Двигайся, как хочешь», поэтому следует проводить предварительную подготовку, объясняя и показывая детям варианты движений, которые они в дальнейшем могут творчески преобразовывать.
Например : упражнения с ленточками, султанчиками. Для повышения эффективности работы можно предлагать игровые сюжеты свободного танца, например : «Лягушата», «Зайчата», «Насекомые».
Данстерапию можно использовать в заключительной части занятия.
Ритмопластика.
Музыка, игра и разнообразие движений создают благоприятные условия для формирования двигательных, психомоторных функций и развития умственной сферы дошкольников с ЗПР.
Во время движений под музыку регулируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, активизируются память и внимание, нормализуются эмоционально – волевые процессы.
На физкультурных занятиях с элементами ритмопластики мы проводим комплексы ОРУ, выполняемые поточно в соответствии с темпом и ритмом музыки. Для развития у детей интереса и восприятия как законченного «художественно – смыслового образа», комплексы носят сюжетно – игровой характер: «Русский лирический» с платочком, «Ламбада» с султанчиками, «Улыбка» с мячом и др.
Психогимнастика.
При использовании элементов психогимнастики на физкультурных занятиях осуществляется эмоциональный, коммуникативный и поведенческий тренинг детей.
Используются игры на развитие внимания: «Будь внимателен», «Четыре стихии», памяти «Найди свое место», игры на преодоление двигательного автоматизма «Замри», подвижные игры «Лисонька, ты где?», «Белые медведи», этюды на тренировку отдельных групп мышц «Шалтай – болтай», «Насос» и др.
Центральным звеном этой формы является создание образа («Гномики», «Водители», «Циркачи», находясь в котором ребенок через движение показывает его характер, настроение. Такие упражнения помогают формировать у детей дошкольного возраста возможность управлять своими эмоциями и действиями; умение моделировать и приводить свои мысли и чувства, желания и возможности, способности поддерживать гармонию душевного и физического состояния.
Релаксация – позволяет успокоить, снять мышечное и эмоциональное напряжение.
Во время релаксации дети учатся напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, чувствовать разницу между напряжением и расслаблением, произвольно управлять своим телом и эмоциями. Релаксацию можно проводить как вводной части занятия, так и в заключительной. Например : «Корабль и ветер» - цель этой игры: настроить группу на рабочий лад. «Винт» - цель: снятие мышечного зажима в области плечевого пояса. «Зоопарк» - цель: помогает снять напряжение.
Пальчиковая гимнастика.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисовании. а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Например : «Лепешки», «Слива» - с мячом ежиком.
Упражнения с коррекцирнными мячами (фитболами).
Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость.
Лечебный эффект обусловлен биомеханическими факторами – это прежде всего воздействие колебаний мяча на позвоночник.
Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное – формируют навыки правильной осанки.
Упражнения с фитболами можно использовать в разных частях занятия. Например : Упражнение «Медвежонок» - укрепляет внутренний продольный свод стоп, межлопаточную область, формирует правильную осанку.
«Медвежонок косолап,
Ходит вперевалочку,
От его когтистых лап
Ульи все вповалку.
Медвежонку снится сон
Сладкий и душистый,
Черный нос свой видит он
Липким, золотистым».
Профилактика плоскостопия.
Под плоскостопием понимают деформацию стопы, сопровождающуюся опусканием ее сводов: продольного, поперечного или продольно – поперечного.
Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода стопы.
В основе профилактики плоскостопия лежит укрепление мышц, поддерживающих свод. Для укрепления сводов стопы, мышц нижних конечностей можно использовать: движения танцевального характера: приставные шаги, ходьба на пятках «цыплята», имитационная ходьба: «лисички», «медведи», подскоки, упражнения с предметами (мяч, обруч, гимнастическая палка, «шнурочек», скакалка, мешочек, кубик и др., массажную дорожку, ребристую доску, дорожку из полумячей, пособия (лестницы, скамейки и т. д., мелкие предметы (шишки, карандаши, фломастеры, скомканные бумажки и т. д.
Упражнения для профилактики плоскостопия можно включать в разные части занятия.
Упражнения на развитие равновесия.
Для формирования качественных основных движений важное значение имеет чувство равновесия, которое у детей с ЗПР нарушено. Поэтому мы уделяем большое внимание упражнениям на развитие равновесия.
Интегрированные физкультурные занятия.
Такие занятия проводятся по традиционной схеме, но включают в себя задания на закрепление и совершенствование знаний и умений, полученных на занятиях по другим разделам программы (математическое развитие, познавательное развитие, развитие речи, изобразительная деятельность).
В содержание интегрированных физкультурных занятий можно вводить дидактические игры с движением («Вызов номеров», «Дни недели» - математика; «Раз, два, три – к дереву беги!», «Вершки и корешки» - экология; «Собери букет» - рисование, экология и т. д., игровые занятия «Измерь, кто дальше прыгнул», «Собери из лучиков такую же картинку» и др., имитационные действия («Ходим, как мишка, петушок. лисичка», «Подул ветер, деревья качаются», «Ползем, как кошечки» и т. д.).