Конева Олеся Николаевна
Консультация для родителей «В школу с радостью»
▼ Скачать + Заказать документы
Скоро ваши дети пойдут в школу.
Часто родители полагают, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста.
Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.
Поэтому нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты. Но учение – это игра, которую нужно прекращать, прежде чем ребёнок устанет от неё.
Публикация «Консультация для родителей „В школу с радостью“» размещена в разделах
Чтобы ребёнок хотел и мог учиться в школе, необходимо развивать у него познавательную активность, готовность к выбору содержания и вида деятельности. У каждого ребёнка существует естественная тяга к восприятию новой информации, иными словами к обучению. Вопросы, которыми дети начинают осаждать уже с двух-трех лет, это и есть первые «выходы» познавательной активности.
Отмахиваться от детских вопросов, значит подавлять пытливость ума, тягу к знаниям, желание учиться. Некоторые исследователи считают, дети, на чьи вопросы в своё время не отвечали родители, начинают потихоньку отставать в учёбе, особенно, если их любознательность продолжают подавлять. Отвечая на детские вопросы старших дошкольников, полезно указывать на причины явления, объяснить действия того или иного предмета. Например: «У этой лодки сильный мотор, поэтому она плывёт так быстро и обгоняет все остальные лодки». При этом следует учитывать уровень знаний и образный характер его мышления. Объяснения взрослого не должны быть слишком абстрактными, иначе могут оказаться пустым звуком.
Основные факторы отрицательного отношения школьников к учебе :
• заниженная мотивация к обучению
• интерес в основном к результату решения учебных задач, а не к процессу
• отсутствие умения ставить цель и преодолевать трудности
• несформированность учебной деятельности
• неумение действовать по инструкции взрослого
• отсутствие способности к поиску разнообразных способов действия
Дошкольников 6 -7 лет уже занимает всё. В круг их интересов входит трудовая деятельность людей, явления природы, искусство, проявляют интерес истории происхождения, технологии изготовления предметов.
Очень полезно отгадывать с детьми загадки. Это загадки на смекалку, наблюдательность, интуицию. Своеобразное состязание и получение результата вызывает у ребёнка радость. Однако, чтобы процесс отгадывания имел пути решения, не нужно сразу сообщать ответ, даже в том случае, если он просит об этом. Подсказки лишают детей возможности думать, логически мыслить. Они привыкают к готовым ответам и постепенно теряют интерес к загадкам. Есть загадки, при решении которых не помогут ни богатый жизненный опыт, ни энциклопедические знания. Они одинаково трудны и для детей, и для взрослых. Такие загадки учат мыслить нестандартно, развивают чувство юмора, в них всегда есть лукавство, подвох.
Например:
- От чего плавает утка? (От берега)
- За чем язык во рту? (За зубами)
- Хвост, усы, лапы, уши как у кошки, но это не кошка. Кто это? (Кот)
- Если пять кошек ловят пять мышек за пять минут, то сколько времени нужно одной?
Некоторые необычные загадки имеет смысл предлагать детям, которые уже знают буквы и могут на слух выделить в словах отдельные звуки. Они подводят ребёнка к мысли, что каждая буква должна стоять на своём месте.
Например:
- Жучка будку не доела: неохота надоело.
- Сели в ложку и ай да – по реке туда- сюда!
Не менее интересно и полезно для дошкольника сочинять собственные загадки. Например, на прогулке, наблюдая за птицами: — «Маленький, серенький по веткам прыгает и чирикает. Кто это?»
И еще много разных загадок.
Ещё одним важным условием развития познавательной активности дошкольника в эмоциональном общении ребёнка с взрослым, выступают носителями опыта человечества. Вовремя прочтённая книга может иногда определить судьбу ребёнка. В семье Достоевского родители увлекались чтением вслух романов. Они и не догадывались, что своим увлечением предопределили великую деятельность своего сына.
Кризис детского чтения, о котором так много говорится в последнее время, состоит не в том, что у них утрачен интерес к этой сфере занятия. Книгой пользуются, с ней работают, черпают знания, по ней учатся, но не читают.
Чтение без интереса превращается в формальную деятельность, лишённую для ребёнка всякой привлекательности. Очень примечателен приём, который использовал Ш. Амонашвили. Чтобы вызвать у своего сына интерес к чтению, он писал письма от имени Карлсона, с просьбой почитать на ночь сказку, которую он, Карлсон, обязательно услышит. Можно предложить детям нарисовать запомнившегося героя произведения или сюжет. Это не только развивает любовь к чтению, но и творческие способности, фантазию. Важно сочетать со зрительным восприятием – рассматривание картин, рисунков. Ещё одно условие познавательной деятельности – применяемость знаний в реальной жизни. Когда ребёнок чувствует, что полученные знания не лежат мёртвым грузом, а находят применение в бытовых ситуациях, это вновь нацеливает его на приобретение новых знаний.
Например: Вы пошли с ребёнком в магазин. Предложите ему посчитать, сколько он получит сдачи, если конфета стоит 6 рублей, а вы ему дали 10 рублей. Спросите, как называется эта конфета, и какие буквы в этом названии он знает.
И, конечно, не забывайте про мелкую моторику. Руки и пальцы также помогают говорить. Пусть как можно больше вырезают, штрихуют, раскрашивают, пришивают пуговицы, собирают мозаику, пазлы. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Таким образом, ребёнок научится осваивать азы чтения, научится считать, совершать некоторые самостоятельные действия.
Подготовка к школе должна иметь характер игры и доброжелательности. В домашних условиях естественную потребность в игре должен удовлетворять взрослый.
Девочки по своим психофизическим законам взрослеют раньше, чем мальчики. Они более социально адаптированы и усидчивы. Мальчикам нужно больше играть, чем девочкам. Недоигравшие мальчики – это проблема для учителя и сплошные учебные проблемы для самого ребёнка.
Чаще говорите ребенку:
Ты самый любимый!
Ты очень многое можешь!
Что бы мы без тебя делали!
Иди ко мне!
Садись с нами!
Я помогу тебе…
Я радуюсь твоим успехам!
Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.
Расскажи мне, что с тобой…
Вот некоторые условия развития у дошкольника, так называемого пытливого ума. Задача родителей, а впоследствии и учителей поддерживать эту пытливость. Тогда обучение в школе будет действительно обучением с радостью.
Любите своих детей!