Ольга Туркова
Консультация «Театр кукол и изобразительная деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее. Синтетический характер всех театрализованных игр и особенно игр-представлений позволяет успешно решать многие воспитательно-образовательные задачи, воспитывать художественный вкус, развивать творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству.
Театр учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Публикация «Консультация „Театр кукол и изобразительная деятельность“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно продуктивного, художественно речевой, музыкально игрового, танцевального, сценического). Изобразительная деятельность тесно связана с театрализованной игрой. Дети старшей группы рисуют черной гуашью силуэты персонажей для теневого театра «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь».
Сами мастерят из бумаги, лент элементы костюмов, придумывают декорации к кукольным спектаклям. Вид изобразительной деятельности зависит от содержания игры. Например: дети сооружают из крупного строителя корабль, театр, цирк, магазин. Для игры требуются определенные персонажи. По предложению воспитателя группа детей создает конструкции из строительного материала, другая – животных, фрукты, сказочных героев; вырезает из бумаги бинокль для капитана, флажки для корабля и т. д. В нашей группе широко практикуется рисование на длинной бумажной ленте «кадров» из художественных произведений для лучшего запоминания, для детского телевизора, изготовление книжек-малышек.
При использовании на занятиях по изобразительной деятельности игровых персонажей воспитатель ориентируется на особенности поведения людей, животных; при использовании игрушек, изображающих неодушевленные предметы, исходит из особенностей их применения в реальной жизни.
Например: перед занятием на тему «Новый год в лесу», «Как я танцую на празднике» воспитатель напоминает детям какие танцы они разучивали, предлагает показать несколько движений, обращает внимание на положение тела, рук, ног, мимику, жесты.
Уже в старшей группе ставится задача научить детей изображать в лепке несложный сюжет. Дети лепят небольшие сценки, эпизоды из сказок «Колобок», «Три медведя» и др. Выполнение работы используется в игре: дети расставляют силуэты елок (лес) где девочка собирает грибы. Поскольку такая игра объединяет 2-3 человек, каждый берет на себя определенную роль.
В процессе работы (рисунки, лепка, аппликация) дети передают сказочный образ, воспитатель предлагает рассмотреть картинки, книги, где изображены предметы старинного быта, одежды, обращает внимание на характер персонажа (добрый, злой, веселый, лукавый, хитрый).
Проводит игру-драматизацию с использованием отдельных деталей костюмов. Дети разыгрывают сказку, исполняют определенную роль, затем оценивают игру товарищей, отличают кому наиболее точно удалось передать характер персонажа.
Для того, чтобы дети могли более точно, ярко изобразить тот или иной эпизод сказки, предлагаются задания творческого характера: например нарисовать крадущуюся лису, бегущего кота, кричащего петуха. И только после этого проводится рисование на тему сказки.
При анализе работ воспитатель обращает внимание детей на то, что характер изображаемых персонажей передан через их взаимоотношения. Например: хитрая лиса, упрашивающая петуха выглянуть в окно, пригнулась низко к земле, в льстивой позе подняла вверх мордочку. Петух, слушающий ее, взлетел на подоконник, расправил крылья и вытянул вперед шею, готовый соскочить вниз. Во время проведения занятий развивается речь детей.
Также воспитатель проявляет большой интерес к занятиям детей в свободное время, расспрашивает их об их творческих замыслах.
Воспитатель сам принимает участие в создании коллективных композиций, макетов и помогает детям объединяться для совместной работы. В процессе создания коллективных работ дети учатся работать сообща, соотносить свои действия с действиями других.
Однажды мы решили устроить куклам бал. Но для того, чтобы попасть туда, нужны были нарядные платья. И заработала мастерская. Роль закройщицы воспитатель взял на себя. Сделали выкройку. Это был полукруг, впоследствии – конус. На него наклеивали фантики, другой бросовый красивый материал. Дети были изумлены, когда увидели, что у них получилось (не куклы, а настоящие принцессы). Головки украсили бантами-фантиками, чтобы они сочетались по цвету с платьем. В таком наряде можно ехать на бал.
Наибольшую воспитательную и образовательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми. У детей активно развиваются изобразительные навыки, ручные умения, творческие изобразительные особенности. К тому же работа пальцами развивает координацию движений, речь, а это немаловажно для наших детей. В рисунке повествовать значительно легче. Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознает себя в нем. Нарисовав событие, ему легче потом рассказать о нем, показать его. Таким образом, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать.