Топильская Ольга
Консультация «Волшебный мир кукольного театра»
▼ Скачать + Заказать документы
Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Кукла может все или почти все. Она творит чудеса: веселит, обучает, развивает творчество дошкольников, корректирует их поведение. Как сделать, что бы радость от общения с кукольным театром стала ежедневной? Нужно создать кукольный театр в детском саду!
Публикация «Консультация „Волшебный мир кукольного театра“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Кукольный театр – это первое приобщение дошкольников к театру, к искусству.
В нашей группе при составлении плана театрализованной деятельности используем программы: «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства» для детей от 1 года до 3 лет.
Программа «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства «для детей от 1 до 3 лет. Авторы программ Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г.
Цель программ: развивать творческие способности детей средствами кукольного театра и театрального искусства. Развивать речь детей, используя кукольный театр. Стимулировать с помощью кукольного театра память, внимание, мышление. Знакомить детей с приемами кукловождения, пальчикового театра, перчаточного, театра рукавичек и резиновой игрушки. Развивать мелкую моторику рук. Поощрять инициативу в играх с театральными куклами.
Знакомство малышей с каждым героем начинаем с показа куклы или игрушки, рассматриваем вместе с ними все части её тела. Играем с ней. Затем читаем потешку или сказку несколько раз.
На первой встрече с кукольными героями нашим малышам мы объясняем новые слова, употребляемые в театре :
• сцена
• ширма
• зрители
• аплодисменты
• декорации
• занавес
• билеты
• зрительный зал
• спектакль
• оркестр
В своей группе совместно с родителями изготовили куклы для различных видов кукольного театра : театр народной игрушки, театр мягкой игрушки, пальчиковый театр, перчаточный театр, театр рукавичек и резиновой игрушки, настольный театр, театр Би-ба-бо, театр картинок, разделяемый на картинки на фланели (фланелеграф). Ко многим показам подобрали песенки, музыкальные потешки и танцевальную музыку, рекомендованную дошкольникам для слушания в детском саду.
Тексты для спектаклей используем как готовые, так и приступаем к самостоятельной работе над сценариями. Материал для такой работы можно взять из книг для дошкольников, хрестоматий для детей дошкольного возраста, а также использовать аудиозаписи сказок и пьес. Заставки к пьесам подсказывают мне образ персонажей, их характер, состав декораций.
В предметно-развивающей среде в нашей группе создан уголок ряжения. В нём есть костюмы, шапочки для мышек, цыплят. Яркие украшения для девочек (вязанные бусы, платки для превращения в сказочную героиню, сумочки, шали, фартуки и косынки одинаковых цветов). Бумажные маски животных для русских народных сказок (медведь, волк, заяц, колобок, лягушка, мышка, коза и козлята, курочка, петушок, гусь белый и серый, кот, собака, репка, бабушка, дедушка. В помощь нам используем готовые различные атрибуты: овощей и фруктов (муляжи, пластмассовое открывающееся «золотое яичко» (из большого Киндера сюрприза, кукольная посуда. Отреставрировали настольную ширму - деревянное окошко с яркими занавесками и ставнями.
При работе с разными видами кукол, необходимо соблюдать технику безопасности. Самодельные куклы, здесь мелкие детали, глазки, носик, украшения пришиваем или приклеиваем надежно. Эти куклы не даем деткам для самостоятельной игры, деревянные игрушки покрыты лаком и яркими красками в несколько слоев, дети маленькие, тянут все в рот и могут зубками погрызть. А мягкие игрушки после частого прикосновения руками, загрязняются. Дети могут только нежно погладить, например котика, его шёрстку. После показа сказки убираем кукол подальше от малышей, так тем самым формируется у ребенка понятия, такие как аккуратность и бережное отношение к игрушкам. Дети испытывают огромную радость от вновь пришедших героев, и поэтому герои сегодняшней сказки, пришедшие к детям в гости не должны находиться на глазах у детей. Важно с ними здороваться и прощаться.
Скоро Новый год. Опыт показывает, что в младшей группе есть дети, которые боятся Деда Мороза. Для проведения спокойного и интересного утренника, на праздник используем игрушку Деда Мороза Би-ба-бо. Успех у детей такой сказочный гость имеет наилучший.
При подготовке к Новогоднему утреннику еще используем деревянную игрушку (матрешка-Дед Мороз). А что приносит Дед Мороз? Елочку!
Прежде, чем показать детям сказку, проводим этюды с куклами
Этюд «Ёлочка». Дед Мороз:
В лесу родилась ёлочка
В лесу она росла
Зимой и летом стройная
Зеленая была.
Здесь как бы два героя, один говорит (Дед Мороз, другой молчаливо стоит (ёлочка). Дети тем самым разучивают песню про ёлочку в игровой форме.
Этюд «Котик». Пришел к детям котик, посмотрите какой он мягкий, пушистый. Котик у нас умница, большой артист в нашем детском саду. Читаю детям потешку.
Педагог: Котик серенький присел
На печурочке
И тихонечко запел
Песню Юрочке
Кот: Мяу, мяу, мяу!
Здесь дети гладят его шерстку, хвостик.
Дошкольники очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Он им понятен, доступен, близок. Дети видят на ширме знакомые и любимые куклы: зайку, куклу, мишку, собачку, которые ожили, задвигались и заговорили, стали ещё интереснее и привлекательнее. Однако нельзя рассматривать кукольный театр лишь как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребёнка начинает формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать примеры доброты, дружбы, справедливости. В пьесах и сценках в доступной для детей младшего дошкольного возраста рассматриваются темы дружбы, товарищества, взаимопомощи. В произведениях на различном материале, близком пониманию детей, показывается трудолюбие, желание помочь товарищам. В то же время лентяи, зазнайки, неумейки высмеиваются, их поведение вызывает у детей отрицательное отношение.
Приобщение малышей к театру, производит на них особенно сильное впечатление
В условия работы детского сада мы не создаем больших, сложных спектаклей, который по силам профессиональным театрам - это не нужно. Мы ставим маленькие сказки, небольшие сценки на ширме, но эти показы проводятся систематически и при этом используются все виды кукольного театра.
В благотворном влиянии кукольного театра на детей дошкольного возраста убедится каждый, кто занимается этим радостным и полезным делом.