Светлана Колесникова
Консультация «Палочки Кюизенера»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений посредством игровой технологии «Палочки Кюизенера»
Дошкольное детство – период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности. Главная задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы ребенок вырос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным.
Процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста предполагает, прежде всего, развитие мыслительной деятельности.
Публикация «Консультация „Палочки Кюизенера“» размещена в разделах
Дети по своей природе исследователи, экспериментаторы. Существует множество способов предоставить им возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять логику решения поставленных задач и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.
В качестве эффективной технологии развития мыслительной и практической познавательно-исследовательской деятельности дошкольника, формирования математических представлений актуально применение игровой технологии «Палочки Кюизенера».
Известный бельгийский математик Джордж Кюизенер разработал универсальный дидактический материал для развития математических способностей у детей.
«Палочки Кюизенера» – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. «Палочки Кюизенера» являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» подвести к пониманию различных абстрактных понятий. Цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи:
1. Формировать понятие числовой последовательности, состава числа.
2. Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).
3. Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
4. Научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости.
5. Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).
6. Помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления.
7. Развивать логическое мышление, внимание, память.
8. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в дости-жении цели.
Существуют разные варианты и модификации набора палочек. Но у всех наборов единый принцип конструкции :
все палочки разной длины имеют форму прямоугольного параллелепипеда, в основании которого лежит квадрат со стороной 1 см;
палочки одного размера окрашены одним цветом. В наборе палочки 10 цветов : белые, розовые, голубые, красные, желтые, фиолетовые, черные и одна коричневая;
каждая следующая палочка длиннее предыдущей на 1 см, следовательно, если принять белую палочку за единицу, равную числу 1, то каждая палочка по степени увеличения длины имеет значение числа: розовая – 2, голубая – 3 и т. д.
Я использую в своей работе плоскостной вариант палочек, состоящий из цветных полосок картона. Окрашиваются они так же, как и палочки. Цветные полоски просты и удобны в работе. Они не требуют особых затрат, а обучающие возможности и эффективность ничуть не меньше, чем у объемных палочек. Применение цветных полосок также интересно и разнообразно, как и объемный вариант. Лишь немногие предложенные задания нельзя выполнить с помощью плоскостного варианта.
Плоскостной вариант «Палочек Кюизенера» легко изготовить самим. Для этого можно привлечь родителей воспитанников. С плоскостным вариантом палочек можно работать как на столе (в горизонтальной плоскости, так и на магнитной доске (в вертикальной плоскости).
Игры и упражнения с палочками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли, положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию самоконтроль.