Юлия Семенова
Консультация «Экопластика, как детское искусство в сотворчестве с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему : Экопластика как детское искусство в сотворчестве с природой.
(Слайд 1)
Экопластика- один из видов художественного конструирования, в котором оригинальные изделия, сюжетные и декоративные композиции создаются из разных природных материалов на основе выявления взаимосвязей между частями конструкции и выбора адекватного способа их соединения в осмысленное целое (фигурки, коллажи, панно и т. д.).
Публикация «Консультация „Экопластика, как детское искусство в сотворчестве с природой“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Природный материал. ИЗО, поделки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Слово «экопластика» состоит из двух исходных понятий: «экология»- наука о доме как среде обитания человека и «пластика»- динамичная форма или процесс создания художественной формы.
(Слайд 2)
Пластические искусства- понятие, объединяющее виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени.
Пластические искусства делятся наизобразительные и неизобразительные. К первым относятся живопись, скульптура, графика, фотоискусство. К неизобразительным относится архитектура, декоративно-прикладное искусство и художественное конструирование.
Экопластика- вид детского художественного творчества, в котором произведение создаётся в сотворчестве с великим художником- природой. Художественный образ возникает на основе готовой природной формы (шишки, ветки, раковины, камня, при этом сохраняя её признаки и свойства- цвет, форма, запах, вес и др.
Понятие «экопластика» включает и такую многогранную составляющую, как экологичность, что подразумевает натуральность, безвредность для здоровья ребёнка и в то же время предполагает необходимость бережного отношения к природным объектам, разумного использования природных материалов.
(Слайд 3)
Композиция (от лат. composition – составление, сочинение)- соединение, составление, сочетание частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Главное в ней создание художественного образа. Вот почему в любой художественной деятельности, в том числе конструировании из природного материала, процесс создания произведения можно назвать поиском и созданием композиции.
(Слайд 4)
Цели занятий конструированием из природного материала (экопластикой) :
- приобщение детей к природе;
- воспитание культуры познания и созидания;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
- расширение опыта индивидуального и коллективного творчества.
(Слайд 5)
- продуктивная деятельность, в которой ребёнок создаёт конкретный продукт- самый настоящий и поэтому так радующий (бусы из плодов шиповника, ёжика из шишки, куколку с косой из початка кукурузы, крепость из песка или снега).
(Слайд 6)
- универсальная деятельность, имеющая в своей основе обобщённые способы конструирования : соединение, нанизывание, плетение, складывание, связывание и др. ;
(Слайд 7)
- свободная творческая деятельность, основанная на экспериментировании. Ребёнок исследует особенности и различные свойства разнообразных природных материалов- камешки, ракушки, шишки, жёлуди, каштаны, овощи, фрукты, семена, песок, глина, и др. Он учится видоизменять исходный материал, соотнося его свойства с творческим замыслом.
(Слайд 8)
- интегрированная деятельность, в которой самым естественным образом объединяются разные линии развития ребё нка: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.
(Слайд 9)
- орудийная деятельность, в которой ребёнок использует конкретные орудия (придаёт форму или желаемую длину с помощью ножниц, прокалывает отверстия с помощью палочки, трубочки для коктейля, сшивает детали иглой или степлером и т. д.).
(Слайд 10)
Педагогические «секреты» экопластики
К объёму нужно привыкнуть. Когда дети начинают мастерить объёмные изделия из природных форм они ожидают полного превращения или изменения формы, как это бывает, когда лепят из пластилина или глины. Но получается нечто другое.
(Слайд 11)
Объём нужно видеть в пространстве. Объёмные фигурки могут по-разному располагаться в пространстве. Даже отдельные части или детали обретают новый вид или смысл в зависимости от своего расположения. Так, голову можно прикрепить сверху, сбоку или снизу. Можно присоединить на туловище, а можно на короткой или длинной шее, которая делается из палочки, трубочки, веточки. Тем самым получаются разные животные. Если лапы и ноги прикрепить перпендикулярно туловищу на одинаковом расстоянии друг от друга, получится статичная фигурка. Если же их прикрепить под углом, изменив расстояние, будет казаться, что фигурка прыгает, бегает, сидит или лежит.
(Слайд 12)
Пространство нужно освоить. Если задумана сложная композиция из нескольких фигурок, желательно сразу же продумать их взаимное размещение.
(Слайд 13)
Пространство нужно организовать. Основой для пространственных композиций могут быть вазоны с настоящими растениями, коробки, дно которых устлано мхом или посыпано песком, ветки, камни, плотная бумага, ткань- в зависимости от темы, объёма вашей фантазии и возможностей.
(Слайд 14)
Экопластика доступна для освоения детьми дошкольного возраста на всех уровнях- восприятие, исполнительство, творчество. Это индивидуальное творчество и сотворчество, в котором ребёнок не только осваивает новое содержание, но и глубоко постигает смысл своей деятельности.