Папки-передвижки

Духовно-нравственное воспитание детей средствами чувашского национального искусства

Наталья Воронова
Духовно-нравственное воспитание детей средствами чувашского национального искусства
▼ Скачать + Заказать документы

В детском саду ознакомление дошкольников с культурой чувашского народа осуществляется через игру, творческую деятельность, в общении, в повседневной жизни, при использовании разнообразных методов и приемов, способствующих формированию и обогащению знаний каждого ребенка. Это непосредственно образовательная деятельность, беседы, народные подвижные игры, дидактические игры, экскурсии, индивидуальная работа, фольклор и т. п.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей средствами чувашского национального искусства» размещена в разделах

Знакомство детей с народной культурой начинаем со средней группы. В начале года знакомим детей с жителями республики и их традиционными занятиями, и непосредственно образовательную деятельность организуем в форме беседы на темы: «Народы Республики Чувашия», «Чувашия – мой край родной», «Жители Чувашии», «О природе и жизни людей в Чувашии».

Беседуя с детьми о жителях Чувашии, можно внести конверт с фотографиями людей разных национальностей, среди которых есть фотографии народов Чувашии. Предлагаем отобрать только те фотографии, на которых изображены чуваши. Задаем вопросы: «Почему вы считаете, жители Чувашии, «Назовите различия в одежде», «Почему люди так одеваются?», «Какие основные занятия жителей Чувашии и т. д. В ходе последующих бесед дети уже сами рассказывают о своем народе.

В подготовительной группе, учитывая возросшие возможности детей, можно вводить новые беседы: «Одежда народов Чувашии», «Чувашское декоративно-прикладное искусство».

На всех возрастных этапах, в работе используются иллюстрации. Наличие иллюстративного материала делают связными, четкими и последовательными.

Сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям своего народа, их труду, быту и жизни, поможет национальный фольклор : чувашские сказки, пословицы, поговорки, притчи, рассказы, легенды, загадки, считалки и игровые речитативы, песни и танцы. В устном народном творчестве сохранились особенные черты чувашского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, правде, трудолюбии, верности. Педагоги, знакомя детей с поговорками, пословицами, загадками, сказками, тем самым приобщают их к общечеловеческим нравственным ценностям, развивают социально-личностные качества, помогают понять различные жизненные ситуации. Фольклор используют как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике с детьми можно обратиться к устному народному творчеству, выполняя упражнения под потешки, также при умывании и когда просыпаемся. В играх применять считалки на чувашском языке. Читать детям сказки, рассказывать легенды о чувашском народе в процессе совместной с детьми деятельности и многое другое. С детьми подготовительной группы можно проводить викторину «Кто больше знает чувашских пословиц и поговорок», предварительно проведя предшествующую работу. Между старшей и подготовительной группой организовать турнир «Не зевай, а загадку отгадай!» чувашских загадках). В работе очень помогает фольклорный материал, собранный Махаловой М. В., Николаевой Е. И. и адаптированный для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Сочетание рассказов, бесед, устного народного творчества позволяет решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появляется устойчивый интерес, они учатся устанавливать простейшие связи между трудом и бытом чувашских народов. Дети называют птиц и животных, приобретают навыки поведения в природе через заповеди и народные обычаи.

Знакомя дошкольников с культурой чувашского народа, следует уделять большое внимание созданию атмосферы национального быта. Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для чувашского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью своего народа. Поэтому особое значение имеют национальные уголки в группах, оборудованные в доступном для детей месте. С их помощью ребята в течение дня интересуются историей, символикой Чувашской Республики (портрет Президента Чувашии, герб, флаг, гимн, национальными костюмами, игрушками, предметами чувашской одежды, элементами чувашского орнамента (карточки с рисунками узоров и их смысловым значением, предметами быта чувашского народа, произведениями народного декоративного творчества; знакомятся с природными богатствами родного края, героями Республики и другими явлениями и знаменательными событиями в ходе существования своей малой Родины. Организовать выставки художественных вещей, созданных чувашскими мастерами «Путешествие в мир вещей моего народа», «Галерея работ умельцев нашего поселка», «Мир чувашской вышивки». Рассмотреть с детьми репродукции картины чувашского художника В. Петрова (Праски Витти) «Чавашъен» и предложить ребятам найти в чувашском национальном костюме женщины знакомые им изделия, определить их место в ансамблевом комплексе одежды и выделить орнамент. Параллельно рассматреть другую картину этого художника, изображающую мужчину в национальной одежде. Также в группах свободном для детей доступе должны находится альбомы, наборы открыток «Города Чувашии», «Чебоксары», «Волга», «Новочебоксарск», Природа Чувашии». В старших группах должны имется куклы в национальной одежде. Используя ИКТ смотреть с детьми старших групп мультимедийные презентации.

Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей через художественно-творческую деятельность. В процессе продуктивной деятельности дети познают искусство чувашского орнамента и отражают в своих рисунках и аппликациях орнаментальный образ, создают образы-символы чувашских узоров. При обучении детей созданию образов-символов народных узоров используем рассматривание художественных вещей, анализ «изобразительных моделей оригиналов» узоров (например, Какой мир изображен на этой красивой части сурбана? Какими знакомыми вам узорами показана красота земного мира? Сколько полос-ярусов на этой узорной части сурбана? На какой полосе располагаются узоры солнц? Как размещаются узоры на широкой полосе? На узких полосах? и т. п.) и нахождение изображенных на них частных образов в подлиннике. После чего предложить детям воспроизвести их в технике рисования или аппликации (из положения Н. П. Сакулиной). Для активизации процесса воплощения образа узора использовать такой прием, как показ и объяснение последовательности его рисования с включением некоторых сведений о происхождении и художественно-образной основе. В работе с детьми применять показ нескольких способов рисования одного и того же узора, частичный показ, рисование на незаконченных образцах. Рассматриваем с детьми динамические модели создания образов узоров, в которых задан алгоритм действий, что помогает детям представить последовательность работы. Для выполнения заданий в качестве фона детям предлагаем тонированную гуашью бумагу в основном красного и маренового цветов основы, изредка белого. При этом учитываем то, что наличие «цветовой среды» облегчает «вхождение в образ», а также зрительно объединяет разные цвета и создает цветовую гармонию (З. А. Богатеева).

Только приобщаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своего народа. У нас в ДОУ создан мини-музей чувашского быта и там находяться экспонаты музея (предметы быта, кухонная утварь, произведения декоративно-прикладного искусства, предметы одежды, : головные повязки «масмак», головные уборы «сурпан», поясные украшения «сар», старинные женские платья, мужские рубахи, чувашская вышивка и т. п.) Их не только можно, но и нужно потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Ребята проявляют интерес ко всему, что есть в музее. Задают много вопросов. Предметы, сделанные руками их далеких предков, помогают донести до сознания детей представления о жизни в прошлом. Первые посещения музея начинаются со средней группы. А перед тем как посетить музей, готовим детей к восприятию намеченной темы, дать им первоначальный минимум знаний. Знакомить с предметами быта, их названиями, предназначениями, со способом действий с ними. Некоторые экспонаты можно использовать для непосредственно образовательной деятельности, развлечений. Часто для сюрпризного момента, игровой мотивации «приглашаем» куклу Нарспи в чувашском народном костюме. Дети всегда с радостью её встречают.

Чувашские народные игры привлекают внимание многообразием и национальным колоритом, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Но игры развивают не только ловкость, быстроту движений, силу, меткость, также в них отражаются быт, труд, национальные устои, представления о мироздании, времени и пространстве. Воспитатели знакомят детей с историей возникновения игр, традициями, обрядами. В содержание области «Познание» и области «Коммуникация» в части формируемой участниками образовательного процесса включаем чувашскую речь, используем краеведческий материал и произведения национальной культуры : картины, репродукции чувашских художников, песни, музыку, фольклор, слайды и др. По детским играм дошкольники узнают о прошлом своего народа. Сами названия игр подсказывают, чем занимались, и какой образ жизни вели наши предки. Например, игры «Стрельба из лука» (Ухран пемелле», «В лошадку («Лашалла», «На пахоте» («Акара», «В курицу» («Чхлла», «Слепой баран» («Суккр такалла», «Резвые белки» («ивч пакшасем», «Рыбаки» («Пулсем», «Защити флаг» («Ялава сыхла», «Иголка с ниткой» («Йппипе иппи», «Штандар-стоп!» («Штантрла») и многие другие. Считалки, скороговорки, жеребьевки, зачины к народным подвижным играм разучивать с детьми на чувашском языке, что делает процесс игры более интересным и увлекательным. Они сохранили свою художественную самобытность и составляют ценный, неповторимый игровой фольклор. Народные игры можно включать в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, духовно-нравственных и эстетических качеств личности, готовят подрастающее поколение к практической трудовой деятельности.

Таким образом, становление личности ребенка посредством национальной культуры - это единый целостный процесс, в ходе которого у дошкольника формируется любовь к родному краю, рождается чувство уважения к своему народу. А узнав его историю, познакомившись с жизнью предков, ребенок сможет познать себя и наш мир сегодня.

Публикации по теме:

Оформление стенда «Декада чувашской национальной культуры»Оформление стенда «Декада чувашской национальной культуры» Барельефная живопись \"Чувашский национальный костюм" Оформление стенда \"Декада чувашской национальной культуры\" Ежегодно в нашем ДОУ.

Тематический план Знакомство детей с родным краем старшая разновозрастная группа детского сада Региональный компонент Приоритетным направлением деятельности детского сада является социально-личностное направление. В нашем современном обществе важной проблемой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей средствами чувашского национального искусства
Опубликовано: 31 марта 2014 в 20:58
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание детей средствами чувашского национального искусства» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Воронова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД