Лариса Гвашева
Консультация «Особенности сюжетно-ролевой игры в разновозрастной группе»
▼ Скачать
(из опыта работы)
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребё нка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавлива- ющие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сюжетно – ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, поэтому является важным средством воспитания. Игра – отражение жизни. Здесь всё «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создаётся воображением ребёнка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребёнок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «всамомделишний» лётчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасностей. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребёнок не копирует действительность, но комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют её. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия общим целям. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, учиться оценивать свои действия и действия своих товарищей. Знания, полученные дома и в детском саду находят в игре практическое применение и развитие, смысл многих
Публикация «Консультация „Особенности сюжетно-ролевой игры в разновозрастной группе“» размещена в разделах
явлений становится для него более понятным. Воплощение жизненных впечатлений в игре – процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинить только дидактическим целям, она решает важнейшие воспитательные задачи.
Интересные игры создают радостное настроение, делают детей более активными, наиболее полно удовлетворяют их потребность в общении со сверстниками. Даже в хороших условиях жизни ребёнок будет плохо развиваться ели он лишён самого главного в своей «маленькой» жизни – игры. Более того, организовать дружный коллектив в группе детского сада можно только в том случае, если удаётся увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их добрые взаимоотношения.
После летнего перерыва в нашу группу пришли новые дети, а поскольку группа разновозрастная, (от 2-х до 6-и лет, то вопрос адаптации малышей напрямую зависит от того, насколько быстро они вольются в уже сформиро- вавшийся коллектив. Объединять детей помогает игра. Она решает главную задачу- научить играть, заниматься и трудиться вместе. В этот непростой период в жизни группы незаменима помощь воспитателя. Для того, чтобы понять в какой области эта помощь наиболее необходима, решила начать с наблюдения за детьми: с целью выявления внешней картины их взаимоотно- шений, содержания игр, их длительности, численности групп играющих детей, их возрастной контингент, предпочтения в выборе сюжетов игр, а также в выборе партнёров.
Наблюдения, как известно лучше проводить в часы, отводимые для самостоятельной деятельности детей в группе и на прогулке. Мои наблю- дения показали, что дети, как оказалось, выбирают себе партнёра в игре по симпатиям, и здесь имеют значение характер, способности, авторитет и другие качества партнёров. Неорганизованные, часто конфликтующие дети не пользуются любовью, их сторонятся, стараются не принимать в игры, так как они всем мешают, хотя иногда могут играть друг с другом (Саша О. и Настя К.) причины их конфликтов с другими детьми – это неумение управлять своим поведением (в связи с излишней подвижностью) и недостаточное владение игровыми навыками. Этих детей приходится постоянно держать в поле зрения, ненавязчиво подключаться к игре, чаще включать их в трудовую деятельность. Работая в разновозрастной группе, нужно так распределить своё внимание, чтобы сразу охватить все играющие
группы и вовремя прийти на помощь, если этого требует ситуация. Младших, трё хлетних детей в игре привлекает само действие: возить перекладывать и т. д. ; играют они в одиночку или рядом. Дети старшего возраста играют подгруппами. Коллективно. Учитывая это, мы уже в начале года обеспечили возможность младшим детям играть отдельно как в группе, так и на участке во время прогулки. В разновозрастной группе на развитие игровой деятельности младших детей влияет не только руководство воспитателя, но и содержание игр более старших детей, их поведение и взаимоотношения. Поэтому мы постепенно приобщаем малышей к играм со старшими детьми, стремимся к тому, чтобы наши воспитанники имели возможность не только самостоятельно играть в разные игры, но и могли по – разному в них объединяться, стараемся расширять впечатления о таких сторонах жизни, которые вызывают у ребят желание отражать их в своих играх, например, для того, чтобы познакомить детей с трудом шофёра, была проведена серия занятий по ознакомлению с этой профессией: «Кто такой шофёр?», «Прави- ла дорожного движения»., «Путешествие Даши и Башмачка по улице», а затем было проведено наблюдение за транспортом, проезжающим по дороге возле детского сада, и за машинами, стоящими на стоянке. Результатом явилось то, что игры Ярослава Р. и Никиты Г. стали носить более упорядо- ченный и продолжительный характер: они не только «ездят в Москву», но и перевозят пассажиров, грузы, ремонтируют машины, моют их и т. д.
Совместные игры старших и младших детей благоприятно действуют на их нравственное воспитание. У старших детей мы стараемся воспитывать заботливое отношение к малышам, желание прийти на помощь в любую минуту. Игра в «Семью» - одна из любимых в дошкольном возрасте. Но одно дело – играть с куклой и совсем другое- с младшим товарищем, когда есть возможность чему – то научить его, проявить заботу. Надо видеть, как заботливая «мама» Катя Ф., ведёт на прогулку свою «дочь» Леру Н., в детский сад, как учит её говорить. Лиза Ф. и Даша Н., «принимают» гостей в день рождения, накрывают стол, пекут пирожку, заваривают чай и т. д., Ульяна К., - добрый доктор, который лечит заболевшего малыша. После игр вместе с детьми стараемся обсудить, кто как играл, вёл себя в игре, как относились дети друг к другу, к малышам, удались ли им их «роли».
Не всегда это получается, но самые грубые недостатки дети замечают и без наших подсказок. Врач Ульяна К. неправильно осматривала «больных» : не прослушала пациента, не посмотрела горло, а сразу сделала укол. Продавец Кристина Г. – грубо разговаривала с покупателями. Иногда можно было увидеть как старшие дошкольники обучали малышей правилам новой игры. Таких ребят мы непременно поощряли, старались вызвать у других детей желание подражать им.
Хочется отметить тот факт, что наши дети ещё не могут до конца самостоятельно играть. Постепенно мы учим детей без нашей помощи строить сюжет и реализовывать его, использую знания, полученные при наблюдении за окружающей жизнью, слушании сказок, потешек, рассказов. Наблюдения строим так, чтобы в центре внимания был человек, осуществляющий трудовую деятельность, а затем стараемся переключить внимание детей от игровых действий, связанных с предметом, к игровым действиям, связанным с ролью (шприцем не просто делают уколы, а врач с помощью него лечат людей и т. д.)
Работы по данной теме впереди ещё очень много, но думается, что в первую очередь нужно оформить небольшую игровую зону в центре релаксации, чтобы во время проведения занятий со старшей подгруппы малыши могли заниматься своим любимым и основным видом деятельности – игрой.