МААМ-картинки

Консультация «Особенности сюжетно-ролевой игры в разновозрастной группе»

Лариса Гвашева
Консультация «Особенности сюжетно-ролевой игры в разновозрастной группе»
▼ Скачать + Заказать документы

(из опыта работы)

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребё нка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавлива- ющие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сюжетно – ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, поэтому является важным средством воспитания. Игра – отражение жизни. Здесь всё «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создаётся воображением ребёнка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребёнок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «всамомделишний» лётчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасностей. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребёнок не копирует действительность, но комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют её. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия общим целям. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, учиться оценивать свои действия и действия своих товарищей. Знания, полученные дома и в детском саду находят в игре практическое применение и развитие, смысл многих

Публикация «Консультация „Особенности сюжетно-ролевой игры в разновозрастной группе“» размещена в разделах

явлений становится для него более понятным. Воплощение жизненных впечатлений в игре – процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинить только дидактическим целям, она решает важнейшие воспитательные задачи.

Интересные игры создают радостное настроение, делают детей более активными, наиболее полно удовлетворяют их потребность в общении со сверстниками. Даже в хороших условиях жизни ребёнок будет плохо развиваться ели он лишён самого главного в своей «маленькой» жизни – игры. Более того, организовать дружный коллектив в группе детского сада можно только в том случае, если удаётся увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их добрые взаимоотношения.

После летнего перерыва в нашу группу пришли новые дети, а поскольку группа разновозрастная, (от 2-х до 6-и лет, то вопрос адаптации малышей напрямую зависит от того, насколько быстро они вольются в уже сформиро- вавшийся коллектив. Объединять детей помогает игра. Она решает главную задачу- научить играть, заниматься и трудиться вместе. В этот непростой период в жизни группы незаменима помощь воспитателя. Для того, чтобы понять в какой области эта помощь наиболее необходима, решила начать с наблюдения за детьми: с целью выявления внешней картины их взаимоотно- шений, содержания игр, их длительности, численности групп играющих детей, их возрастной контингент, предпочтения в выборе сюжетов игр, а также в выборе партнёров.

Наблюдения, как известно лучше проводить в часы, отводимые для самостоятельной деятельности детей в группе и на прогулке. Мои наблю- дения показали, что дети, как оказалось, выбирают себе партнёра в игре по симпатиям, и здесь имеют значение характер, способности, авторитет и другие качества партнёров. Неорганизованные, часто конфликтующие дети не пользуются любовью, их сторонятся, стараются не принимать в игры, так как они всем мешают, хотя иногда могут играть друг с другом (Саша О. и Настя К.) причины их конфликтов с другими детьми – это неумение управлять своим поведением (в связи с излишней подвижностью) и недостаточное владение игровыми навыками. Этих детей приходится постоянно держать в поле зрения, ненавязчиво подключаться к игре, чаще включать их в трудовую деятельность. Работая в разновозрастной группе, нужно так распределить своё внимание, чтобы сразу охватить все играющие

группы и вовремя прийти на помощь, если этого требует ситуация. Младших, трё хлетних детей в игре привлекает само действие: возить перекладывать и т. д. ; играют они в одиночку или рядом. Дети старшего возраста играют подгруппами. Коллективно. Учитывая это, мы уже в начале года обеспечили возможность младшим детям играть отдельно как в группе, так и на участке во время прогулки. В разновозрастной группе на развитие игровой деятельности младших детей влияет не только руководство воспитателя, но и содержание игр более старших детей, их поведение и взаимоотношения. Поэтому мы постепенно приобщаем малышей к играм со старшими детьми, стремимся к тому, чтобы наши воспитанники имели возможность не только самостоятельно играть в разные игры, но и могли по – разному в них объединяться, стараемся расширять впечатления о таких сторонах жизни, которые вызывают у ребят желание отражать их в своих играх, например, для того, чтобы познакомить детей с трудом шофёра, была проведена серия занятий по ознакомлению с этой профессией: «Кто такой шофёр?», «Прави- ла дорожного движения»., «Путешествие Даши и Башмачка по улице», а затем было проведено наблюдение за транспортом, проезжающим по дороге возле детского сада, и за машинами, стоящими на стоянке. Результатом явилось то, что игры Ярослава Р. и Никиты Г. стали носить более упорядо- ченный и продолжительный характер: они не только «ездят в Москву», но и перевозят пассажиров, грузы, ремонтируют машины, моют их и т. д.

Совместные игры старших и младших детей благоприятно действуют на их нравственное воспитание. У старших детей мы стараемся воспитывать заботливое отношение к малышам, желание прийти на помощь в любую минуту. Игра в «Семью» - одна из любимых в дошкольном возрасте. Но одно дело – играть с куклой и совсем другое- с младшим товарищем, когда есть возможность чему – то научить его, проявить заботу. Надо видеть, как заботливая «мама» Катя Ф., ведёт на прогулку свою «дочь» Леру Н., в детский сад, как учит её говорить. Лиза Ф. и Даша Н., «принимают» гостей в день рождения, накрывают стол, пекут пирожку, заваривают чай и т. д., Ульяна К., - добрый доктор, который лечит заболевшего малыша. После игр вместе с детьми стараемся обсудить, кто как играл, вёл себя в игре, как относились дети друг к другу, к малышам, удались ли им их «роли».

Не всегда это получается, но самые грубые недостатки дети замечают и без наших подсказок. Врач Ульяна К. неправильно осматривала «больных» : не прослушала пациента, не посмотрела горло, а сразу сделала укол. Продавец Кристина Г. – грубо разговаривала с покупателями. Иногда можно было увидеть как старшие дошкольники обучали малышей правилам новой игры. Таких ребят мы непременно поощряли, старались вызвать у других детей желание подражать им.

Хочется отметить тот факт, что наши дети ещё не могут до конца самостоятельно играть. Постепенно мы учим детей без нашей помощи строить сюжет и реализовывать его, использую знания, полученные при наблюдении за окружающей жизнью, слушании сказок, потешек, рассказов. Наблюдения строим так, чтобы в центре внимания был человек, осуществляющий трудовую деятельность, а затем стараемся переключить внимание детей от игровых действий, связанных с предметом, к игровым действиям, связанным с ролью (шприцем не просто делают уколы, а врач с помощью него лечат людей и т. д.)

Работы по данной теме впереди ещё очень много, но думается, что в первую очередь нужно оформить небольшую игровую зону в центре релаксации, чтобы во время проведения занятий со старшей подгруппы малыши могли заниматься своим любимым и основным видом деятельности – игрой.

Публикации по теме:

«Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста через дидактические игры» В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.

«Чудеса дизайна». Оформление детского сада«Чудеса дизайна». Оформление детского сада Добрый вечер. Решила поделиться опытом изготовления мебели из пустых пакетов. Все мы знаем, что дошкольное детство – короткий, но важный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Особенности сюжетно-ролевой игры в разновозрастной группе»
Опубликовано: 12 июля 2014 в 23:38
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Особенности сюжетно-ролевой игры в разновозрастной группе»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Гвашева (УИ 226829) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД