Ольга Морозова
Консультация «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Эту консультацию я хочу посвятить актуальной теме: здоровьесбережению детей дошкольного возраста. Ведь здоровье – понятие не только биологическое, но и важная составляющая физического, психического и социального благополучия человека.
Мы работаем с детьми – логопатами, у которых помимо речевых дефектов, наблюдаются нарушения в двигательной и эмоционально-психической сферах.
Публикация «Консультация „Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Темочки
Наша работа носит комплексный характер и направлена на коррекцию всех вышеупомянутых нарушений в развитии детей и максимального сохранения здоровья каждого ребёнка.
На коррекционных занятиях (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных, которые мы стараемся сделать более содержательными и интересными, используются средства, положительно влияющие на физическое развитие детей, что повышает эмоциональный настрой у ребят.
Особое внимание уделяем развитию мелкой моторики. Современные разработки позволили учёным сделать вывод, что тренировка пальцев рук оказывает положительное влияние на развитие активной речи ребёнка. Тактильные ощущения несут в речевой центр мозга дополнительную энергию, способствующую его формированию и развитию. Поэтому мы стараемся оснастить коррекционно-образовательный процесс разнообразными пособиями, стимулирующими развитие детей и способствующими их оздоровлению.
Для развития мелкой моторики на своих занятиях мы применяем следующие приёмы:
• массаж ладоней грецкими орехами. Дети катают орехи между ладонями вдоль и по кругу со словами:
Я катаю свой орех, чтобы стал круглее всех.
Или:
Пальцам надо помогать, хорошо тренировать,
Станут пальчики сильнее, а головушка умнее.
• С этой же целью используются ребристые футляры от фломастеров и такой же формы карандашами.
• Прищепками «покусываем» кончики пальцев:
Крокодильчик пасть открыл
И за пальчик укусил.
И разок, и другой,
Но не больно нам с тобой.
Начинаем с большого пальца, заканчиваем мизинцем, а затем возвращаемся в обратном порядке.
• Хорошо проводить массаж пальцев рук, используя колечки из шариков су-джок, а также и самими шариками, которые активизируют все точки на ладонях:
Шарик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Если будем с ним играть –
Пальцы будем развивать.
Шарик нам ладошки колет,
Руки к школе нам готовит.
• Дети очень любят пальчиковый бассейн, заполненный фасолью.
Это помогает развить тактильные ощущения и одновременно память и внимание.
Погрузив руку в фасоль, ребёнок на ощупь ищет буквы или мелкие игрушки, а, затем, узнав их, называет.
• Используем косточки абрикосов, слив, ягоды рябины. Дети на миниковрографах выкладывают различные фигуры, буквы, что способствует развитию тонких движений пальцев рук.
• Нашли своё применение и дорожки, сделанные из пластмассовых решёток, которые используют на кухне для раковин.
Дети "шагают" пальчиками по дорожке из клеточки в клетку и приговаривают:
Большие ноги шли по дороге:
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ, топ, топ.
• Замечательное пособие – «Конструктор букв Воскобовича». Он сделан из натурального дерева, покрыт гипоалергенной краской, что делает его безопасным для детей. Играя с конструктором букв, ребёнок не только развивает мелкую моторику и координацию движений пальцев рук, но и совершенствует интеллект.
Важную роль для оздоровления детей, формирования правильного звукопроизношения играют упражнения в развитии речевого дыхания.
Дыхательные упражнения повышают энергетическое обеспечение деятельности головного мозга, уничтожают многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы и т. д.
Умение произвольно контролировать дыхание развивают самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Особенно эффективны дыхательные упражнения для детей, страдающих дефицитом внимания и гиперактивностью. Дыхательные упражнения полезно сочетать с разнообразными движениями глаз и языка. Эффективный приём – подключение слуховой, зрительной и сенсорной систем: детям предлагается прослушивание музыки, «надувание» цветных шариков в животе и т. д.
В этом виде деятельности с детьми используются такие «тренажёры»: вертушки, подвеска с ленточками, лепестки, снежинки, бабочки на ниточках, трубочки для коктейля, которые используем в упражнении «буря в стакане».
Таким образом, использование вышеперечисленных приёмов работы и пособий, позволяют улучшить здоровье детей и оптимизировать коррекционно-педагогический процесс.
Литература:
1. О. Крупенчук «Мяч и речь».
2. Лопухина И. С. Логопедия: речь, ритм, движение. - СПб,1997 г.
3. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. - М.
1997г.
4. Лопухина И. С. Логопедия: речь, ритм, движение. - СПб,1997 г.
5. Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика. - М. 1994 г.