Наталья Доленко
Консультация «Использование метода моделирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
Основным средством обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений (далее ФЭМП) в детском саду компенсирующего вида является дидактическая игра. Она создается в обучающихся целях, служит воспитанию и развитию детей, позволяет обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, способствует возникновению положительных эмоций у детей, позволяет активизировать их деятельность. Любая дидактическая игра, включенное в занятие, должна не только решать задачу расширения или закрепления знаний ребенка, но и выполнять коррекционные задачи, те есть способствовать развитию зрительных, слуховых и кинестетических ощущений, мелкой моторики, внимания, памяти, мышления. Решению этих коррекционных задач способствуют игры, в которых результат достигается методом моделирования, когда ребенок не просто манипулирует дидактическим материалом, но сам что то создает из него. При этом активизируются сенсорные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.) Совершенствуются предметные действия с опорой на существенные признаки предметов.
Публикация «Консультация „Использование метода моделирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Проблему ФЭМП нельзя ассоциировать только с проблемой изучения элементов арифметики, что является основным содержанием математического образования в начальной школе. Самое главное - это развитие способностей к математике, т. е. развитие математического мышления. Работа должна быть направлена на развитие мыслительных процессов в сочетании с развитием мелкой моторики, то есть должны преобладать задания логико-конструктивного характера. В этой связи для построения коррекционно-развивающего процесса при обучении математики наиболее действенным является преимущественное использование моделирующей деятельности ребенка с изучением понятий и отношений.
Известно, что психологической особенностью детей старшего дошкольного возраста является преобладание наглядно-образного мышления (это-норма развития, им сложно иметь дело с абстракциями. А математика как наука не изучает конкретные предметы и ли объекты в их непосредственном проявлении, она изучает их количественные и пространственные характеристики, а это высокая степень абстракции. Что касается умственно-отсталых детей, то у них даже в 7-8летнем возрасте очень значимым остается особенности сенсомоторного интеллекта (в норме соответствующего возраста 2-3 года) и наглядно-действующего мышления (в норме соответствует возрасту3-5 лет). В этом случаи формирующийся образ предмета складывается на основе объединения в комплекс тактильных, зрительных и кинестетических ощущений. Это значит, что для этих детей наиболее важной является деятельность моделирования с использованием вещественных моделей, которыми ребенок может действовать собственными руками, а не просто наблюдать за действиями педагога.
Поэтому в своей работе мы используем вещественные модели различных математических понятий. К ним относятся:
1) Модели числа- пластины для навинчивания 1-щй, 2-х и т. д. крышек. Дети упражняются в навинчивании и отвинчивании крышек, пересчитывают их, а в дальнейшем учатся оперировать моделями, как числами. На моделях отрабатываются состав числа, производятся счетные операции.
2) Модель десятка : модель с углублениями в 2 раза для вкладывания шариков. На моделях отрабатывается отрабатывается образование чисел в пределах 10, операции пересчитывания и отсчитывания, состав числа.
3)Конструктор "Волшебные палочки" набор соединяющих палочку 3-х размеров и 4-х цветов, а также полуовалов. Их можно раскладывать по цвету и размеру, чередовать, складывать из них геометрические фигуры, цифры.
4) Игры Воскобовича: "Прозрачные цифры" (набор для конструирования цифр и фигур, "Волшебная восьмерка " (конструирование цифр).
Кроме того, сточки зрения модельного подхода, математическое содержание должно носить преимущественно геометрический, а не арифметический характер. Геометрическое содержание более способствует "детскому" способу вхождения в математику. В свое время Пиаже отмечал, что ребенок раньше воспринимает и научиться выделить пространственные характеристики объектов, чем их количественные характеристики. Геометрический материал легко дать ребенку в руки для исследования и экспериментирования (вещественного моделирования на 1-м этапе). На 2-м этапе вводится графическое моделирование с помощью линейки-трафарета. Игры с геометрическим материалом проводится и в реальном трехмерном пространстве групповой комнаты и на плоскости (горизонтальной и вертикальной) в условиях кодированного пространства
В работе нами используются логические блоки Дьюнеша - фигуры, отличающиеся по цвету, размеру, толщине. Из них составляются множества по различным признакам, осуществляется их сравнение и т. д. Используется пособие Никитина "Сложи квадрат" (складываются квадраты из 3-4 частей, разнообразные строительные наборы, геометрические мозайки, "Тагерам",и многое другое. Все эти пособия многофункциональны и многовариативны, дают возможность организации проблемных заданий и множество вариантов для моделирования. Сочетание дидактических игр с двигательными и логоритмическими упражнениями, направленными на перемещение в пространстве и его практическое преобразованиями, на овладение двигательными способами восприятия, широкое использование физкультминуток математического содержания, звучащих и музыкальных игрушек для счета звуков и ориентировки в пространстве вызывает живой интерес у дошкольников и поддерживает эмоциональный фон деятельности на занятиях.