Татьяна Галиулина
Консультация для воспитателей «Экологическое занятие с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Всех нас заботит экологическое состояние окружающего мира. Мы стараемся не навредить природе, сохранить и приумножить её богатства. Экологическую культуру мы должны привить и нашим детям. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает его звуками и ароматами, яркими красками и необычными загадками, заставляет остановиться, присмотреться и задуматься.
Публикация «Консультация для воспитателей „Экологическое занятие с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно. Именно в этом возрасте ребёнок обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек оставляет без внимания. Дети удивляются тому, что их окружает, задают массу вопросов о растениях, животных и природных явлениях. Детям становятся интересны внутренние связи явлений. Ответы взрослого на вопросы детей должны быть правильными по существу, но краткими и выражены простыми словами. Развивающееся мышление ребёнка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
Занятия по основам экологии не должны быть скучными, однообразными и длительными, для того, чтобы не утомить ребёнка. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм. Занятия можно проводить с привлечением сказочных персонажей, с использованием мультфильмов.
Воспитатель специально должен насыщать жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приёмы (определить влажный или сухой песок, годится ли он для построек; пора ли полить комн. растения)
Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности ребёнка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребёнок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел.
Начиная со средней группы, через все технологии эколого-педагогической работы с детьми проходит литературный стержень. Рассказы, в которых присутствует описание природы и животных, их художественные образы, а так же рисунки побуждают детей к собственному творчеству на основе впечатлений о природе.
К формам экологического образования дошкольников относятся :
• природоведческие экологические занятия;
• комплексные занятия;
• экологические досуги и праздники;
• экологические экскурсии
Природоведческое экологическое занятие играет важную роль во всём процессе обучения. Занятие помогает расширить и систематизировать знания ребёнка о природе. Все занятия должны соответствовать следующим требованиям:
• тематика занятия не должна расходиться с содержанием программы;
• занятие должно иметь тему;
• на некоторых занятиях вводятся новые темы;
• в процессе занятия, ранее полученные знания повторяются и обобщаются;
• работу с объектами, недоступными непосредственному наблюдению, проводят, используя наглядные пособия;
• каждое занятие должно иметь свою структуру.
Основной особенностью комплексного занятия является соединение разнообразной деятельности в рамках одного занятия. Здесь мы можем использовать литературные и музыкальные произведения, рисование и аппликацию. Такой подход способствует формированию обобщённых представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, способствует образованию связей между различными видами деятельности.
Значение праздников и досугов как формы экологического воспитания детей трудно переоценить. Эмоциональное развитие детей осуществляется под воздействием взрослых, которые показывают эталон эмоционального отношения к природе. В числе важных факторов, влияющих на экологическое воспитание в ходе праздников и досугов, является деятельность ребёнка в коллективе сверстников. В ходе праздников дети не только получают положительные эмоции, у них формируются элементарные экологические представления о важности охраны окружающей пророды.
Экскурсия – одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.
Для того, чтобы экологическое воспитание и образование детей было разносторонним, необходимо придерживаться комплексного системного подхода.
Главной формой экологического воспитания в ДОУ являются занятия, на которых дети познают огромный и интересный мир природы. Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни (систематические наблюдения в уголке природы и на участке детского сада, создание и поддержание необходимых условий для жизни растений и животных, живущих рядом с детьми) позволяет им накопить конкретные чувственные представления о природе ближайшего окружения. Далее эти представления надо расширить, углубить, объединить и систематизировать.
Для экологических занятий необходимо широко использовать наглядные пособия: картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал. Нельзя собирать коллекции бабочек и других насекомых, т. к. это противоречит принципам экологического воспитания.
Проблема экологического воспитания дошкольников имеет первостепенное значение. Все выдающиеся педагоги и мыслители прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Работа с детьми предполагает сотрудничество педагога и ребёнка. Занятия должны быть направлены на формирование экологических знаний :
• о мире животных;
• о растительном мире;
• о неживой природе;
• о временах года;
• о экологически правильном отношении к природным явлениям и объектам.
Желаю всем удачи в экологическом воспитании детей и в других видах деятельности! Будьте природе другом и защитником! Не уставайте наслаждаться её красотой и необычностью, как это делают дети!
Спасибо за внимание!