Маргарита Пышненко
Консультация для воспитателей. Рациональное использование двигательных и психологических разгрузок в течение дня.
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей. Рациональное использование двигательных и психологических разгрузок в течение дня
Основная задача педагога: сохранение и укрепление здоровья детей.
Чтобы предупредить физическое и эмоциональное перенапряжение дошкольников в течение дня, целесообразно использовать психо – гимнастические упражнения по развитию памяти, внимания, воображения. Использование психогимнастических упражнений в физкультминутках, в конце занятий, после двигательной активности позволяет всем детям почувствовать ситуацию успеха: правильно всё, что они делают, разыгрывая тот или иной образ; при этом каждый делает это по своему, как может. Возникающие мышечные ощущения и эмоции каждый ребёнок может уловить и научиться их произвольно регулировать.
Публикация «Консультация для воспитателей, Рациональное использование двигательных и психологических разгрузок в течение дня,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Например:
«Поза покоя».
Цель: Освоение и закрепление «позы покоя» и расслабление мышц туловища.
Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ладонями вниз, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с паузами.
Все умеют танцевать,
Прыгать. Бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться отдыхать.
Есть у нас игра такая-
Очень лёгкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно!
«Любопытная Варвара».
Цель: Расслабление мышц шеи и плечевого пояса.
Сидя на стуле, руки опущены вниз, спина прямая.
Любопытная Варвара Повороты головы влево - вправо.
Смотрит влево,
Смотрит вправо,
А потом вперёд, Расслабленный наклон головы вперёд.
Тут немного отдохнёт.
Шея не напряжена,
А расслаблена. Голову держать прямо.
А Варвара смотрит вверх, Наклоны головы назад.
Выше всех и дальше всех,
Возвращается обратно, Расслабленный наклон головы вперёд.
Расслабление приятно,
Шея не напряжена,
А расслаблена. Голову держать прямо.
А теперь посмотрит вниз, Наклон вперёд, голову вниз.
Мышцы шеи напряглись!
Возвращение обратно, Голову держать прямо.
Расслабление приятно.
Шея не напряжена,
А расслаблена.
«Пружинки».
Цель: Расслабление мышц ног.
Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки. Носки вверх, пятки прижаты к полу. Прижмём пружинки крепче к полу. Ой, как тяжело. Ноги напряжены. Перестанем нажимать на пружинки. Ноги расслабить. Как приятно!
Что за странные пружинки
Упираются в ботинки?
Ты носочки поднимай,
Крепче, крепче нажимай.
Нет пружинок – отдыхай!
Руки не напряжены,
Ноги не напряжены
И расслаблены.
Знайте девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики.
Так же целесообразно использовать в течение дня специально подобранные игры малой подвижности, такие как «Пузырь», «Угадай, кто позвал?», «Найди, что спрятано?», - для детей младшего дошкольного возраста; «Четыре стихии», «Сосед, подними руку», «Затейники», «Игровая», «Съедобное – несъедобное», «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем» - для детей старшего дошкольного возраста.
В заключительной части физкультурных занятий можно использовать этюды на расслабление мышечного тонуса. Они приводят в равновесие эмоциональное состояние детей, улучшают самочувствие и настроение.
Эти этюды называются ралаксацией (расслабление или резкое снижение тонуса скелетной мускулатуры).
Например:
Релаксация: «Волшебный сон».
Дети лежат на спине, руки вдоль туловища, глаза закрыты. Звучит тихая музыка и на её фоне воспитатель произносит слова тихим голосом с паузой.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем,
Дышится легко…ровно…глубоко.
Наши руки отдыхают,
Ноги то же отдыхают.
Отдыхают. Засыпают.
Отдыхают. Засыпают.
Дышится легко…ровно…глубоко.
Напряженье улетело,
И расслабленно всё тело.
Будто мы лежим на травке,
На зелёной мягкой травке,
Греет солнышко сейчас-
Руки тёплые у нас…
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
Релаксация: «Ласковое солнышко».
Дети стоят в кругу, прижав обе руки к груди. Затем каждый должен представить, что у него в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и тёплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Воспитатель предлагает детям послать немного света и тепла тем людям, которым этого тепла не хватает - руки вынести вперёд, кисти рук вертикально. Пожелать им здоровья.
Релаксация: «Путешествие на облаке».
Дети лежат на спине, руки вдоль туловища, глаза закрыты. Звучит тихая музыка и на её фоне воспитатель произносит слова тихим голосом с паузой.
Мы с вами сейчас будем путешествовать на облаке. Представьте, что вы лежите на белом пушистом облаке.
Твоё облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твоё лицо?
Здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо. Пусть твоё облако перенесёт тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.
Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное (пауза 10 сек.)
Теперь ты снова на своём облаке, и оно везёт тебя назад.
Вдохните глубоко и потянитесь. Мысленно поблагодарите облако за то, что оно так хорошо вас покатало…
Литература:
1. «Физкульт – привет минуткам и паузам!» Е. Г. Сайкина, Ж. Е. Фирилёва, 2004 г.
2. «Развивающая педагогика оздоровления» В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров, 2000 г.