Татьяна Козырева
Консультация для воспитателей. Подготовка к обучению письму
▼ Скачать + Заказать документы
В своей статье «Подготовка к обучению письму» Т. И. Гризик отмечает, что эту работу следует осуществлять по четырё м основным направлениям:
• развитие руки;
• подготовка к технике письма;
• аналитико-синтетическая деятельность;
• формирование элементарных графических умений.
Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание
I. Развитие руки
Задачи и приё мы:
Публикация «Консультация для воспитателей, Подготовка к обучению письму» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
1) Сформировать правильный захват орудия. Карандаш держат тремя пальцами – большим, указательным и средним (щепоть). Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев, упражнения с карандашом, с шариками и игровые упражнения, типа «Посолим суп». (См. например, игры в ж. «Ребёнок в д/саду» № 2/2006 г. с. 37).
2) Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки. Такое распределение подразумевает быстрое чередование силового напряжения и расслабления. (Силовое напряжение – когда пишем сверху вниз; расслабление – когда пишем снизу вверх). Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», «Лего», «Конструктор», при работе со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой, в процессе лепки.
В журнале «Ребёнок в детском саду», 2/2006 г. есть примеры работы со штампами (см. с. 38).
3) Развивать мелкую моторику рук. Этот вид работы предполагает систематическое развитие мелкой моторики доминирующей руки. Осуществляется с помощью:
- ниткописи – выкладывания ниток по контуру какого – либо изображения (с детьми с 4 лет и старше);
- бисерографии – выкладывания изображения предмета с помощью ниток с нанизанным на них бисером, отдельных бусинок, мелких пластмассовых шариков (с детьми с 4 – 5 лет и старше);
- игр на развитие тактильных ощущений («Чудесный мешочек», пальчиковых игр).
Пальчиковые игры условно можно разделить на три группы:
а) игры без предметов;
б) с использованием атрибутики;
в) игры с предметами.
Более подробно о них можно прочитать в ж. «Ребёнок в детском саду» 2/2006 г. с. 40.
- вырезания;
- обрывания листа бумаги.
Все приёмы для развития мелкой моторики руки описаны в ж. «Ребёнок в детском саду» 2/2006 г. с. 39 - 40.
II. Подготовка к технике письма
Задачи и приё мы:
1) Развивать пространственную ориентировку:
• осознание детьми схемы собственного тела (средняя группа)
В старшей группе используются игровые упражнения на проверку и уточнение представлений о схеме тела.
• определение направлений в пространстве (со средней гр.)
Например, такие задания:
- ты направо (налево) посмотри, что там видишь, расскажи;
- руку вправо (влево) отведи, что там справа (слева, назови.
• определение пространственных взаимоотношений
Упражнения на:
- уточнение положения предмета (объекта) : - относительно собственного тела (относительно себя);
- относительно другого предмета;
- относительно человека, стоящего напротив.
См. упражнения и игры в ж. «Ребёнок в детском саду» 3/2006 г. с. 2 - 3.
2) Развивать чувство ритма. Учить детей слышать ритм и воссоздавать его (по образцу и собственный, фиксировать ритм посредством ритмических рисунков (бордюров) и читать их.
Игры и упражнения см. в ж. «Ребёнок в детском саду» 3/2006 г. с. 3 - 4.
3) Познакомить с разлиновкой и научить ориентироваться в ней.
В рамках подготовки к обучению письму детей знакомят с понятием «разлиновка», с разлиновкой «линейка», с дополнительными опорными линиями. Через игровые упражнения закрепляют умения ориентироваться в «линейке», а затем печатать в ней элементы букв и сами буквы. Печатание букв школьного шрифта может выполняться только тогда, когда ребёнок сам хочет это делать и когда сформированы предпосылки к письму. Как знакомить детей с разлиновкой.
см. в ж. «Ребёнок в детском саду» 3/2006 г. с. 5 (подготовительная группа).
4) Познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и закрепить его в практических упражнениях игрового характера
Правило: при письме все горизонтальные линии ведутся слева направо, все вертикальные и наклонные – сверху вниз.
Важно также объяснить детям, какие линии считаются параллельными. Нарушение параллельности необходимо показывать наглядно.
III. Аналитико-синтетическая деятельность.
Процесс письма подразумевает умение ребёнка проводить анализ и синтез графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.
Задачи и приё мы:
1) Анализ и синтез графических, условных изображений предметов. Игровые упражнения данного направления основаны на анализе и синтезе упрощённых графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов. (см. ж. «Ребёнок в д/с» 4/2006, с. 4, рис. 1).
2) Анализ образа букв. Этот процесс состоит из умения ребё нка определять:
- количество элементов (сколько элементов составляет букву);
- характеристику элементов (какие это элементы);
- пространственное расположение элементов в букве.
3) Синтез образа букв. Дошкольник не должен писать буквы. Необходимо подготовить образ буквы из бумаги, разрезать на элементы и попросить ребёнка воссоздать образ путём составления из элементов.
4) Дифференциация образа букв. В игровых упражнениях ребёнок сопоставляет, сравнивает схожие по написанию буквы.
Подробнее эта работа описана в ж. «Ребёнок в д/с» 4/2006, с. 2 -3.
IV. Формирование элементарных графических умений
Задачи и приё мы:
1) Упражнять в осознанном печатании элементов букв и самих букв (в учебной разлиновке и без неё).
2) Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта («Клубочки», «Волны»).
Таким образом, систему упражнений по формированию готовности дошкольников к обучению письму следует включить в ежедневное планирование (особенно для старшего д/в). Педагогам необходимо видеть весь объём предстоящей работы и проводить её с учётом возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка.
Примерное распределение по возрастам:
Средняя группа
I – ое направление
II – ое направление, 1- ая задача.
Старшая группа
I – ое направление,
II – ое направление, 1 – ая задача,
III – ое направление, 1 – ая задача,
IV - ое направление, 2 – ая задача.
Подготовительная группа – все направления
Литература
1. Ребёнок в детском саду № 1/2006, 2/2006, 3/2006, 4/2006 Т. И. Гризик. Подготовка к обучению письму.