Светлана Качалина
Консультация для воспитателей «Роль художественного слова в воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Главная задача, стоящая перед воспитателем, - всестороннее развитие личности ребенка. И каждый педагог в своей работе старается уделять одинаковое внимание и умственному, и эстетическому, и нравственному, и физическому развитию. Хотелось бы подробнее остановиться на значении художественного слова в воспитании детей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль художественного слова в воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Два года назад я пришла работать в детский сад. Начинала работать во второй младшей группе. Почти все мои воспитанники посещали ясли и там уже приобрели некоторые навыки, но они были еще так не точны. Пришлось снова показывать детям, как нужно умываться, вытирать руки и лицо и добиваться, что бы все это они делали с желанием. Здесь мне на помощь пришла потешка «Водичка, водичка…». Стоило только начать читать ее, как на лицах детей появлялись улыбки и скучная процедура умывания превращалась в игру. Постепенно малыши выучили потешку наизусть. И если во время умывания я не вспоминала о ней, то кто – либо из детей сам начинал рассказывать, а другие подхватывали знакомые слова.
Очень любят малыши слушать, когда им читают или рассказывают стихи, сказки. Одной из любимых является книга Агнии Барто «Игрушки». Когда я впервые прочитала детям эти стихи, было очень много вопросов о кукле, собаке, мишке. Мы много беседовали об этой книге, дети высказывали свое мнение.
Есть у детей и другая любимая книга– «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковского. Дети с интересом рассматривают и слушают книгу о таком же малыше, как они сами. Читали мы ее не один раз и проговаривая фразы вместе со мной, дети быстро запоминали их наизусть.
Дети обычно правильно воспринимают произведение, которое я им читаю. В этом можно убедиться, если внимательно проследить за их реакцией. Например, во время чтения «Сказка о глупом мышонке» С. Я. Маршака поведение малышей говорило о том, что они поняли не только содержание, но и необычность ситуации. Детям понятна вся нелепость поведения мышонка. Эта живая, непосредственная реакция свидетельствует о том, что они мысленно следят за развитием событий и дают им правильную оценку.
Ко многим любимым стихам и сказкам мы возвращаемся не один раз: читаем, вспоминаем, обсуждаем, используем в сюжетных играх, инсценируем отдельные отрывки. Так, запомнилась детям подготовка и проведение кукольного театра сказки «Красная шапочка» (Шарль Перро).
Воспитатель – посредник между книгой и ребенком. От него во многом зависит и степень эмоционального воздействия произведения, и восприятие авторского замысла. Важно пробудить у ребенка с раннего детства интерес к хорошим книгам, которые делали бы щедрее его сердце и обогащали разум.
Прививать любовь к книге – это значит не только научить с интересом слушать, но и бережно обращаться с ней.
Надо проводить постоянную работу, которая помогла бы формировать необходимые навыки бережного отношения к книге, со временем переходящие в привычку.
Важную роль в этом деле должен сыграть книжный уголок. Я часто наблюдаю, как дети подходят к книгам и с интересом рассматривают их. Они еще не умеют читать, но иллюстрации напоминают им содержание, если книга знакома. Если же книга незнакома, то по картинкам они начинают придумывать, о чем здесь может быть написано. Таким образом у ребенка развивается воображение, мышление, наблюдательность.
Скоро мои воспитанники перейдут в старшую группу. И перед ними откроют страницы новые книги, еще более увлекательные и интересные. Они будут рассказывать ребятам о жизни, будут помогать различать добро и зло, учить дружить и любить свою Родину. Я хочу, чтобы дети выросли добрыми, честными, смелыми людьми, и я знаю, что первые мои помощники в этом деле – книги.