Елена Кривошта
Консультация для воспитателей и родителей «Как защитить детство»
Консультация для воспитателей и родителей. «Как защитить детство».
Относиться к детству просто с любовью и уважением. Наступают времена, когда детство оказывается просто украденным у детей. Детство как таковое лишилось «статуса неприкосновенности» именно потому, что этого статуса уже давно лишен каждый ребенок. Ребенка стало можно считать своей собственностью. Это само по себе уже говорит об очень глубоком поражении общества.
Публикация «Консультация для воспитателей и родителей „Как защитить детство“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Основная угроза состоит в том, что детям зачастую задают чуждые нашей культуре модели поведения, тем самым подвергая опасности их психику. Ведь традиционное воспитание и психика ребенка – вещи, тесно связанные между собой. Из традиционных ценностей воспитания искажается прежде всего, отношение к бедности и богатству. В русских сказках мы можем увидеть очень жесткую сцепку: хороший – бедный, плохой – богатый. А сказки всегда отражают ценности и основные понятия, которые живут в народе. Так сложилось в России, что богатым завидуют, могут восхищаться тем, как быстро они нажили свое добро, но их не любят, а главное – не уважают.
Поэтому те родители, которые внушают своему ребенку, что богатая жизнь – это и есть праведная жизнь, невольно нарушают какие-то глубинные культурные основы, хранящиеся в генетической памяти. У детей растущих в таких семьях, происходит определенная ошибка сознательного подчинения воле авторитетного взрослого и бессознательного бунта против этих установок. В такой ошибке и кроется природа многих детских неврозов.
В общении с детьми дошкольного возраста делать вид, что чудовищная несправедливость, характерная для нашего времени, якобы вполне нормальна. Это не означает, что детям надо все рассказывать. Один из основных девизов : дети не должны знать всю правду о жизни. Они просто не в состоянии эту правду переварить. Неправедное богатство и нищета теснейшим образом взаимосвязаны. Слово «выживание» очень страшное, оно внушает неверную, разрушительную установку, утверждающую, что человек – это просто часть животного мира. И поэтому для него главное – выживать.
Сегодня почему – то, принято очень много говорить с детьми о здоровье. В психиатрии людей, которые заняты вопросами своего здоровья, называют ипохондриками. Ипохондрия очень тяжелая форма невроза. Что касается детей, то чем меньше они будут знать о правильной работе кишечника, печени, почек, об уходе за волосами и о том, как правильно сидеть на горшке, тем они будут здоровее. Не нужно быть не психологом, ни психиатором, достаточно быть просто здравомыслящим человеком, чтобы понять: чем больше внимания фиксируется на работе организма и на здоровье вообще, тем хуже работает организм.
Вместо того чтобы нагружать детей вредными занятиями, лучше лишний раз выйти с детьми на улицу. Все время говорим о перегрузке детей, о том, что многие из них одновременно занимаются и музыкой, и «языком», и борьбой и т. п. В результате таких «занятий» детям совершенно некогда жить и развиваться. С неумения самостоятельно думать, мечтать, фантазировать, и начинается недогруженность психики. Ведь очень многое для ребенка, в том числе его будущее, связанно с играми. Если мы лишим его игровой свободы, он, возможно, станет хорошим музыкантом, переводчиком, но только не научится жить. Его не будут любить, он не сможет с ними общаться, будет к ним невнимателен, равнодушен и такое же равнодушие получит взамен. Нельзя лишать детей специфических детских занятий. Иначе они просто не захотят взрослеть.
Начать можно с того, чтобы пристрастить ребенка к чтению. Это требует серьезных усилий и прежде всего совместного чтения, чтения вслух с последующим обсуждением прочитанного. Кроме того, неплохо было бы добавить романтические компоненты в воспитание. В России традиционно романтизировался героизм, подвижничество, подвиг как форма и норма жизни. Романтическое воспитание – это во многом залог достойной взрослой жизни.
Ребенок не должен предъявлять претензии ко взрослому. Когда рушится авторитет взрослого, у детей могут развиваться патологические страхи. Если с детьми все время изучать их права, авторитет взрослого неизбежно будет рушиться. Если ребенку, говорить какие права ребенка взрослый нарушает, то взрослый утрачивает свой авторитет. Как только взрослый перестает быть в глазах маленького ребенка неприкасаемым авторитетом, он прекращает быть для него защитником. А у ребенка и так мало защитников, мало опор.
От нас зависит, будет ли мир лежать во зле или в нем будет больше светлых моментов. В том числе и в жизни наших детей. Посоветовать взрослым, имеющим отношение к детям, не доверяйте безоговорочно средствам массовой информации, руководствуйтесь своим чутьем и просто здравым смыслом.