Татьяна Иваненко
Консультация для воспитателей «Что приобретает ребёнок в общении с взрослым?»
Что приобретает ребёнок в общении с взрослым?
- развивается речь ребёнка, включается в практическую деятельность;
- складывается коммуникативная и обобщающая, начинает формироваться регулирующая функция речи (ребёнок подчиняется взрослому и одновременно воздействует с помощью речи на себя взрослого);
- ребёнок учится слушать и понимать литературные произведения.
Публикация «Консультация для воспитателей „Что приобретает ребёнок в общении с взрослым?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
В младшем возрасте у детей интерес к разнообразным игрушкам, особенно играют куклами, машинами, мягкими игрушками. Для обучения детей различным способам выражения своих мыслей можно использовать невербальные средства общения, то есть без слов, это жесты, мимика, телодвижение. Так, например, можно научить ребёнка при чтении стихотворений А. Барто брать игрушку в руки и изображать опечаленного мишку или зайку. Если движения ребёнка будут недостаточно выразительными, взрослый может предложить ему стать грустной игрушкой и сам показать, как успокоить, обрадовать её.
Чаще давайте детям поручения по использованию различных вещей в разных ситуациях с последующим рассказом о выполнении задания.
Как можно использовать игрушки в процессе обучения ребёнка общению?
Вместе с ребёнком взрослый может разыграть сценки, в которых игрушки поссорились, а потом подружились. Взрослый должен научить ребёнка бережно относится к игрушкам. Например, нужно попросить малыша ласково погладить любимую игрушку, нежно приговаривая: «Хорошая, хорошая», заглянуть игрушке в глаза. Когда девочка баюкает куклу, возит коляску, можно подсказать: «Держи куклу бережно и не делай ей больно». Такие игры - упражнения можно предлагать и мальчикам: будущие мужчины тоже должны уметь проявлять заботу и нежность. На примере общения с игрушками пробуждайте в ребёнке желание действовать самостоятельно, стремление к творческому отношению своим играм. К четырём годам дети начинают играть в ролевые игры. Дети предпочитают играть вместе. Выполняя взятые на себя роли, они вступают в деловые отношения, нередко слышим, изменяют голос, интонацию, и манеру поведения.
В 4-5 лет продолжается развитие свободного общения детей со взрослыми и сверстниками. Речевое общение возникает, например, во время встречи, утреннего туалета, при сборах на прогулку, на прогулке. Прекрасной ситуацией для общения может служить любимая игра, которую дети выберут сами. Взрослый должен взять на себя роль организатора и участника игры: следить за соблюдением правил, оценивать действия ребёнка и в тоже время сам участвовать в игре. В совместных играх, ребёнок чувствует себя включённым в общее дело, ощущает радость совместных успехов. И во время игры, и после можно вовлекать участников в разговор на познавательные темы. Например, после игры «Бездомный заяц» спросить, чем заяц отличается от кролика (по внешнему виду, повадкам). Разговор можно сопроводить показам картинок.
Какие темы для общения будут интересны ребёнку в 5-6 лет?
Детям 5-6 лет нравится, когда у них спрашивают: (Как бы ты поступил, если бы увидел плачущего малыша, Что бы ты сделал, если бы кто-то разбросал игрушки? и т. п. Если ребёнок уже принимал участие в беседах на подобные темы, он более активен и самостоятелен в общении. В этой беседе реализуется внеситуативно – личностное познавательное общение, которое имеет важное значение для развития личности ребёнка. Во – первых, он усваивает нормы и правила поведения в обществе. Во – вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя со стороны. В третьих, дети начинают различать разные роли взрослых – воспитателя, педагога, врача и пр. и в соответствии с этим по – разному строить свои отношения с ними.
Кто должен выбирать игру: взрослый или ребёнок?
Если ребёнок сам сделал выбор, он будет играть до тех пор, пока не найдёт другое занятие. Взрослый, предлагая игру, берёт на себя роль ведущего и участника, оценивает игровые действия. Взрослый, участвуя в игре, время от времени задаёт ребёнку вопросы : «Зачем тебе тарелочка?», «Что ты с ней сейчас будешь делать?», «А что будешь делать потом?». Вопросы должны быть направлены на осознание.
К 6-7 годам дошкольника начинают привлекать события, происходящие в среде взрослых. Ребёнка интересуют человеческие отношения, он осваивает нормы поведения в обществе, фиксирует качества отдельных людей. С этой целью можно обсудить с ребёнком сказку, рассказ, где моральная оценка качеств и поступков персонажей не вызывает особых затруднений. Например: очень хорошие произведения Валентины Осеевой, это «Синие листья», «Волшебное слово», «Просто старушка» и другие. Взрослый направляет беседу, задавая вопросы:
- Поступки, каких героев книги нравятся больше и почему?
- Поступки, каких героев не нравятся и почему?
- Кого из друзей тебе напоминает тот или другой персонаж?
- Как твой друг поступил бы в той или иной ситуации?
Чтобы ребёнок сам пытался осмыслить человеческие поступки и отношения, показать, что в отношениях со сверстниками возникают те же проблемы, что и в отношениях между персонажами книги.
Для закрепления этих умений необходимы тесная связь с родителями, их значимости речевого общения. Некоторые родители, оправдываясь занятостью на работе, что у них нет времени заниматься с ребёнком, а тем более обучать его общению.
Родители не правы. Поговорить о чём – либо важном для ребёнка можно и за обедом, и по дороге в детский сад, и на прогулке, и за домашней работой, и перед сном. Для этого не нужно много времени, но ребёнок почувствует необходимое ему внимание, уважение к его интересам, понимание его переживаний.