Мохова Татьяна Викторовна
Консультация для родителей «Учим ребёнка логически мыслить»
▼ Скачать + Заказать документы
Нередко случается так, что ребёнок, казалось бы, прекрасно подготовленный к школе, в первом классе оказывается не слишком успешным. Это происходит потому, что родители, обучая его умениям и навыкам – чтению, счёту, иногда даже письму, часто забывают о необходимости развивать способности, и, прежде всего, – логическое мышление. В процессе обучения, особенно по развивающим программам, младшему школьнику приходится сравнивать и классифицировать, выделять закономерности и делать выводы. Не имеющему развитого логического мышления, первокласснику будет довольно сложно втянуться в учебный процесс.
Публикация «Консультация для родителей „Учим ребёнка логически мыслить“» размещена в разделах
Умение логически мыслить включает в себя несколько компонентов, важнейшие из которых – способность к анализу и синтезу, сравнению и обобщению, классификации и систематизации.
Для развития логики ребёнка 5-6 лет используются разные задания. Например, выстроить ряд по возрастающему или убывающему признаку. Для этого можно использовать, к примеру, матрёшек, либо баночки с окрашенной водой разной интенсивности цвета. Для развития аналитико-синтетических способностей используются задания на сортировку уже по двум признакам, а также на выделение «лишнего» предмета из группы с обоснованием ребёнком критериев выбора («три треугольника, один квадрат – он лишний»). От сравнения отдельных предметов в этом возрасте переходят к сравнению их групп, обучая детей выделению общих свойств для каждой группы («справа – все зелёные, слева – синие»). Выполняя такие задания, дети учатся выделять значимые признаки объектов, абстрагируясь от других. Давая задания на классификацию ребёнку, достигшему шести лет, ему предлагают выбрать самостоятельно основание для разделения предметов или карточек на группы (мебель, посуда, фрукты, овощи). Цифры изучают, связывая количество предметов с их обозначением. Для этого пригодятся детское домино, игра «Найди половинку», которую можно самостоятельно сделать из плотного картона. Для
неё используют карточки, разрезанные пополам: на одной половинке – цифра, на другой – группа предметов. Подсказкой ребёнку служат формы разрезов, которые должны совпасть.
Логика детей 5-6 лет лучше всего формируется в рамках математических понятий, однако занятия по развитию речи тоже очень важны. Дети этого возраста способны усвоить более сложные причинно-следственные связи. С ребёнком можно обсуждать увиденное или прочитанное, предоставляя ему возможность самому сделать выводы. Например: зачем мальчик так поступает, к чему это может привести? Детей учат мыслить логически, опираясь на свойства окружающих предметов и явлений, например: что будет, если преградить путь ручью? Что случится, если поднести спичку к пламени? Если бросить в таз с водой камешек – он будет плавать, или утонет? А комочек ваты? Такие логические задания учат ребёнка предвидеть результаты своих действий.
У старшего дошкольника развиты навыки конструирования : ему вполне по силам соорудить движущиеся модели. Для детей этого возраста можно приобретать различные пластмассовые или металлические конструкторы с большим количеством деталей, сборные деревянные игрушки. Ребёнок старшего дошкольного возраста может, опираясь на помощь взрослых, собирать из частей большие изображения («пазлы»).
Для развития логического мышления дошкольника разработано множество пособий, которые можно приобрести в специализированных магазинах либо через Интернет – это и всем известные кубики Никитина, и палочки Кюизенера с альбомами к ним, и разнообразные логические блоки Дьенеша. Ежедневно занимаясь с ребёнком и развивая его логику, вы заложите прочный фундамент его школьных успехов. Главное, о чё м необходимо помнить: ни в коем случае не стоит перегружать его занятиями, учите – играя! Лишь в этом случае ваши усилия принесут ощутимый результат.