Анастасия Мазунина
Кoнсультация для родителей «Сначала было слово»
▼ Скачать + Заказать документы
Кoнсультация для родителей
«Сначала было слово»
Воспитатель: Мазунина А. А.
г. Екатеринбург, 2022
Цель: познакомить родителей с основными показателями развития речи детей второго и третьего года жизни.
Задача: предложить новые упражнения, способствующие развитию активного и пассивного словаря ребенка.
Публикация «Кoнсультация для родителей „Сначала было слово“» размещена в разделах
На втором году жизни у ребенка совершенствуется понимание речи, функция обобщения. Он учится подражать словам и фразам взрослого, расширяется активный словарь, он овладевает некоторыми грамматическими формами и начинает пользоваться речью.
Для понимания речи на этом возрастном этапе характерно то, что до 1.5 лет интенсивнее развиваются связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями. Дети могут знать обозначения игрушек, предметов быта, одежды, действий, которые сами умеют выполнять (возьми, принеси, посмотри, покорми и т. д.).
С 1 года 6 месяцев ребенок начинает понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуацией, т. е. с ним можно говорить о том, что он в настоящий момент не видит, опираясь при этом на прошлый опыт ребенка. Ему уже можно читать эмоциональные рассказы, четверостишия, потешки.
В первом полугодии второго года жизни формируется важная способность ребенка – умение подражать словам, произносимым взрослым. Однако развитие артикуляционного аппарата таково, что в начале второго года малыш произносит слова облегченно : машина – «би-би», собачка – «ав-ав». Поэтому очень важно, чтобы взрослый давал для подражания слова «облегченные», сопровождая их словами, произносимыми правильно.
Постепенно дети начинают подражать не только словам, но и фразам. В 1 год 6 месяцев словарь ребенка составляет приблизительно 30 слов, к двум годам – 300 слов.
Большое достижение в развитии речи детей – появление у них вопросов: «А это?», «Какая?», что говорит об уровне их познавательной активности.
К концу второго года речь ребенка начинает выполнять свою основную функцию – использоваться как средство общения с окружающими и, прежде всего с взрослыми. Необходимыми условиями для проявления ребенком речевой активности являются его игровая, двигательная деятельность, общение с взрослым, организация специальных занятий, способствующих развитию речи. К двум годам большинство детей уже говорит, и некоторые – неплохо. Свою речь они используют, чтобы добиться содействия взрослого в решении практических задач (достать игрушку, помочь одеться и т. д., выразить свое согласие или несогласие.
Важным приобретением речевого развития к трем годам является то, что ребенок начинает пользоваться речью, чтобы сообщить взрослому о каких-то важных событиях, рассказать о своих планах, поделиться впечатлениями, т. е. просто пообщаться с взрослым.
Самые заметные изменения в психике ребенка происходят в результате дальнейшего формирования речи. Словарь малыша на третьем году жизни увеличивается в 3-4 раза по сравнению со словарем предыдущего периода, изменяюсь не только количественно, но качественно. Дети начинают употреблять все части речи, почти исчезают облегченные формы слов, а так же неправильно произносимые слова. Уровень мышления ребенка отражает его речь: он употребляет распространенные и сложные предложения («Волк больше зайчика, он может его съесть»). В этом возрасте ребенок задает взрослому массу вопросов: почему? Где? Когда? Зачем? Это говорит о развивающейся познавательной потребности малыша.
Существенно изменяется и понимание речи окружающих. Ребенку ясен смысл сказанного взрослым о том, что повседневно его окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями. С ним можно уже говорить не только о данном моменте, но и о прошлом и в какой-то мере о будущем. Появляются в речи обобщающие слова : «одежда», «посуда», «игрушки».
На третьем году жизни существенно изменяется воспитательное значение речи. Словом можно прекратить то или иное действие, предупредить отрицательное поведение, вызвать приятные воспоминания, научить новому действию.
Правильное произношение звуков на третьем году не закреплено, но автоматизировано. Многие звуки произносятся еще смягченно: «зяйка», «пизяма». Одни и те же звуки в одном сочетании произносятся правильно (лиса, в другом – неправильно (ползет). Не все дети выговаривают звуки Р, Л, шипящие. Встречаются замены и пропуск трудных звуков, их перестановка. Но недостатки в произношении и грамматике не мешают ребенку замечать ошибки других детей и поправлять их. Это объясняется тем, что слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения ребенка. Взрослые, общаюсь с детьми, не должны допускать в своей речи искажения звуков. Это одно из важных условий формирования у детей правильного произношения.
Индивидуальные различия у детей в этом возрасте очень велики. Прежде всего они определяются характером общения со взрослым. Ребенок должен слышать разнообразную речь взрослых, охотно с ними разговаривать сам. В противном случае совершенно нормальные дети начинают отставать в речевом развитии.
ИГРА «ЗАЙКА»
Взрослые встают в круг и выполняют действия, соответствующие тексту.
Заинька-зайка, Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку.
Маленький зайка, Садятся на корточки, показывают, какие они маленькие.
Длинные ушки,
Быстрые ножки, Приставляют ладошки к голове.
Бегут.
Заинька-зайка,
Маленький зайка, Движения повторяются.
Деток боишься,
Зайка – трусишка. Обхватывают себя руками, изображая страх, «дрожат».
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ ДО 2 ЛЕТ
Показ предметов с их называнием («чудесный мешочек», «кто в домике живет»).
Прятанье предметов, вынимание их из мешочка, их отыскивание и называние.
Показ предметов и действий с ними.
Показ куклы: ее кормление, укладывание спать, купание, катание на машине, кукла пляшет и поет.
Показ петушка: ходит, поет, клюет зернышки.
Показ собачки: бегает, лает, спит.
Показ кошки: ходит мягко, мяукает, царапается, пьет молоко, играет с шариком.
Показ птички: летает, клюет зернышки, чирикает.
Показ игрушечных рыбок, уточек, лодочек в воде.
Сюжетные показы: «День рождения куклы Маши», «Мишка заболел», «Строительство домика для кошки».
Наблюдение за птичкой в клетке, рыбками в аквариуме.
Игра «Назовем, что видим».
Рассматривание игрушек, картин и т. п.
Занятие с картинками, показ книг.
Выполнение поручений: «Принеси мне мячик», «Подай мне куклу» и т. д.
Подражание звукам, словам, фразам: кто как кричит (подражание звукам животных).
Проговаривание потешек: «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-ворона», «Гуси-гуси». УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3ЛЕТ
Беседы и рассказы без показов.
Занятия с книгами и сериями картинок.
Игра в лото, домино.
Игры с предметами (мебелью, посудой, транспортом, одеждой, овощами, фруктами).
Игры «Угадай, кто пришел», «Чего не стало, что изменилось», «Угадай, что в мешочке».
Беседа «Для чего нужен предмет?»