Елена Мягкова
Консультация для родителей «Психологическая поддержка ребенка, у которого умер один из родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние семьи на развитие ребенка несравнимо ни с чем. Особое значение семьи, семейной микросреды для формирования развивающейся личности связано, прежде всего, с такими ее функциями, как эмоциональная, воспитательная и духовное общение. Именно семья призвана удовлетворить потребность ребенка в оказании эмоциональной поддержки и психологической защиты. Общая атмосфера семьи, влияющая на формирующуюся личность дошкольника, находится в зависимости от систематического контакта в совместной жизни всех ее членов. И если в семье умирает один из родителей, то возникает опасность депривации для ребенка, так как не всегда возможно заменить выполняемые умершим родителем роль и функции для ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Психологическая поддержка ребенка, у которого умер один из родителей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Утрата одного из родителей - это психологическая травма для любого ребенка. Но для ребенка это особая травма, наполненная большей тревогой, чем у взрослых. Ребенку предстоит оторваться от ушедшего и найти нового взрослого, к которому можно привязаться для своего полноценного развития.
Часто дети, сталкиваясь с потерей родителя, сталкиваясь с реакцией утраты, регрессируют до предыдущей стадии своего развития, т. е. стойкие навыки, полностью сформировавшиеся, сохраняются, а формирующиеся распадаются. Ребенок становится как будто младше, чем был до травмы. Например, годовалый ребенок, перестает ходить и начинает ползать, дошкольники могут сосать пальцы, мочиться в постель, в штаны и т. д. Задача взрослых - способствовать тому, чтобы травма потери не усугубилась травмой развития, т. е. ребенок вышел из кризиса в возраст, соответствующий реальному.
Реакция на горе может:
• быть отсроченной - ребенок реагирует не непосредственно после известия. Он может какое-то время вести себя как обычно или отстраненно, а позже проявить бурную реакцию;
• быть скрытой, когда ребенок не демонстрирует сильный эмоциональных реакций, но внутри испытывает весь спектр чувств, связанных с потерей;
• проявляться в поведении неожиданно, бурной реакцией в обычной ситуации;
• проявляться неравномерно, когда эмоциональная реакция то возникает, то спадает, то возникает вновь. Переживания горя происходит не по прямой от сильного горя к переживаниям меньшей интенсивности, а витками от сильного горя к улучшению состояния и обратно к сильному переживанию горя.
У детей могут быть свои яркие воспоминания о близком человеке, справиться с которыми нелегко. С детьми нужно говорить о тех, кого они потеряли, так как в противном случае невозможность поделиться своими воспоминаниями еще больше затягивает ребенка в процесс горевания. Малыш теряет не просто маму или папу - он лишается защитника и образца для подражания. Ряд причин может провоцировать возникновение страха смерти родителей у ребенка, ведущая из них - это отсутствие чувства безопасности. В случае же, когда один из родителей умирает, очень часто возникает чувство беззащитности, беспомощности. Именно поэтому психологическую поддержку, жизненно важную для ребенка, следует осуществлять в первую очередь через второго родителя либо иного значимого взрослого.
Наибольшая опасность для развития ребенка, особенно в раннем возрасте, возникает при потери матери - «материнская депривация». К существенным негативным последствиям может привести и потеря отца, с ней связывают нарушения в полоролевом развитии, неуверенность, недисциплинированность. Если место одного из родителей занимает мачеха или отчим (либо бабушка или дедушка, это положительно сказывается на семейной микросреде ребенка, снижает возможность возникновения депривации. Однако при этом нередко создается почва для невротических расстройств и конфликтов на данной основе.
Взрослым необходимо:
1. Позаботиться об открытой атмосфере, когда дети могут задать любые вопросы или поделиться чувствами. Не осуждать их за вопросы и появление чувств.
2. Если ребенок увидел Ваши слезы и эмоциональное состояние, объясните, что вам очень грустно и больно прощаться, поэтому вы плачете.
3. Расскажите о смерти простым языком. Старайтесь не использовать метафоры «папа уснул и больше не проснётся», «бог позвал его к себе» и тому подобное. Дети чаще всего понимают всё буквально. Лучше сказать: «Папа умер, а это значит, его больше нет среди нас, мы его больше не увидим». Детей успокаивает разговор о событии. «Что ты знаешь о смерти? Ты видел когда-нибудь мёртвых? Что бы ты хотел узнать о смерти? Что бы ты хотел сказать умершему, о чём спросить?»
4. Не изолировать детей. Рассказать, что будет на похоронах. Это снимет тревогу и избавит от фантазий. Это поможет ребенку осознать реальность ситуации. Дайте ребёнку возможность попрощаться с умершим.
5. После утраты ребёнок может стать более угрюмым или импульсивным, поддерживайте его и не осуждайте. Побыть с ребёнком рядом, если он плачет. Не пытаться его переключить, разрешить ему плакать. Если ребёнок маленький, стоит чаще держать его на руках, коленях, играть с ним или сидеть на полу. Чаще говорить ребёнку, что вы его любите.
6. Если ребёнок дошкольник, предложите ему нарисовать свои фантазии и страхи.
7. Объясняйте ребёнку, что такие сильные и тяжелые эмоции и переживания будут не всегда, что это всё пройдёт.
Создайте для ребёнка атмосферу стабильности. Душевное восстановление после смерти любимого человека может занять время. Дети быстрее восстанавливаются, если заботящиеся о них люди умеют оказать им поддержку, удовлетворить их потребности, знают, как утешить и успокоить, а также всегда готовы их выслушать