ИРИНА АНИСИМОВА
Консультация для родителей «Берегите детский голос»
▼ Скачать + Заказать документы
Пение - один из важнейших видов музыкальной деятельности детей. В работе над пением большое внимание необходимо уделять охране детского голоса и
голосовых связок. В дошкольном возрасте голос наиболее раним. Гортань растущего ребёнка — довольно хрупкий, нежный инструмент. Голосовые связки тонкие, короткие. Любые перегрузки его в разном возрасте, а тем более в дошкольном, нежелательны.
Публикация «Консультация для родителей „Берегите детский голос“» размещена в разделах
Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.
Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять, чтобы большинство детей могли свободно владеть своим голосом. Наряду с этим важно создать благоприятную "звуковую атмосферу", способствующую охране голоса и слуха ребенка. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых. Не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.
Музыкальный руководитель, воспитатель, родитель должны беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком громко. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей.
«Уметь петь – значит уметь правильно дышать», - говорил великий знаток возможностей человеческого голоса, выдающийся русский композитор М. И. Глинка.
Некоторые ребята ошибочно полагают, что, чем громче они поют, тем лучше. Всё время петь громко это и нелепо, и некрасиво. Когда ребенок заставляет себя громко петь, он может просто потерять голос. Петь надо не напрягаясь, с максимальной естественностью - только при соблюдении этого условия создаются предпосылки для успешного развития вокальных данных. Петь слишком высоко или слишком низко тоже нежелательно, потому что голос может утратить свою звонкость и силу.
Только регулярное пение в удобном диапазоне помогает развить голос. Известно, что дети любят покричать. Особенно это свойственно мальчишкам. Все замечали, какой шум и гул стоит во время детских игр в футбол. Крик наносит несомненный вред голосовому аппарату. При наличии дефектов голосового аппарата ребенок поёт неправильно, причём создается ложное впечатление, будто у него музыкальный слух не развит. Бывает так, что точно петь мелодию детям мешает и простуда (хрипота). Вот почему нужно беседовать с детьми о том, как важно бережно относиться к своему голосу.
Как сделать так, чтобы пение приносило пользу и удовольствие ребенку? Дети должны петь естественным, светлым звуком, без крика и напряжения. У детей часто в пении, в процессе начала обучения бывает два контраста - или начинают громко петь, почти кричать… или, если делаешь замечание, убирают звук почти совсем, и поют глухо, почти не слышно, еле шевеля губами! Вот тут понятие «золотая середина» и пригодится!
«Золотая середина». Сначала надо объяснить детям на детских примерах - что же такое : «золотая середина». Это - не много, не мало, а в самый раз, то, что надо! Ну, например, на улице холодно, а ты надел летнюю ветровку - и замерз…Надел шубу с толстым свитером - и вспотел… А надел удобную куртку - и ты отлично себя чувствуешь! Или тебе положили огромную, с верхом, тарелку каши - и ты просто не можешь её осилить… или тебе положили всего одну ложку твоей любимой каши – и ты знаешь, что не наешься… И вот тебе положили каши- в самый раз: ты наелся, но не переел, и чувствуешь себя прекрасно! И вот когда дети поймут это понятие - его можно применять и в пении. И «золотая середина» будет найдена!
На занятии употребляем словосочетание «чистое пение». Мы просим детей: «Ребята! Пойте чисто!» А понимают ли они смысл этой фразы? Чистое пение, это когда голос совпадает с музыкой, как складываются пазлы, как совпадает звездочка с формой для неё, тогда можно ждать от них изменения в пении при призыве: «пойте чисто»!
Нельзя хвалить за плохое пение! Даже авансом! Можно найти другие слова: мы ещё поработаем, постарайся, послушай. Но…если хвалить за плохое пение, то тогда, и дети, поющие чисто и хорошо, и дети, поющие неважно, теряют стимул. Первые из них думают: если это - хорошо, тогда зачем стараться? Можно петь и похуже, кое-как. А вторым приходит в голову мысль – меня похвалили, а раз хорошо - зачем трудиться и петь лучше? Не позволяйте детям петь неправильно!
Говорите ребёнку, что петь – это замечательно. Пойте вместе с ним, пойте с другими членами вашей семьи. «Поющий» человек – счастливый человек! Пение – это своеобразный антидепрессант, оно расслабляет, успокаивает, воодушевляет, вдохновляет.
Как может осуществиться помощь родителей в музыкальном развитии детей? Когда ребёнок приходит из детского сада, обязательно спросите его, чем он занимался в садике, что делали на музыкальном занятии, что нового он узнал, какие новые песни выучил, попросите его спеть. Когда дети приходят в гости друг к другу, поощряйте исполнение ими стихов, песен, плясок.
Дорогие родители, давайте постараемся соблюдать правила, о которых мы сегодня говорили. Берегите голос ребёнка – такой звонкий, такой чистый и такой хрупкий!
Список литературы:
1. Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду : Из опыта работы. Пособия для воспитателя и муз. Руководителя/Н. А. Ветлугина, И. Л. Джержинская, Л. Н. Комисарова. - М. : Просвещение. 1964. - 208 с. ,- (Б-ка. «Сад на селе»).
2. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М. : Просвещение, 1981.-240 с., нот. - (Б-ка воспитателя дет. Сада).
3. Методика музыкального воспитания в детском саду : Учебник для учащихся пед. Уч-щ по спец. «Дошкольное воспитание» / Н. А. Ветлугина, И. Л. Джержинская, Л. Н. Комисарова и др. ; Под ред. Н. А. Ветлугиной. - 2-е изд., испр. И под. - М. : Просвещение, 1982.- 271 с. ил.
4. Вильсон Д. К. Нарушения голоса у детей. - М., Просвещение, 1990.