Наталья Туйгунова
Консультация для родителей «Насколько важно читать ребёнку и как, и какие сказки читать ребёнку»
▼ Скачать + Заказать документы
Для чего нужна ребёнку сказка?
«Для того, чтобы создавать структуру своего интеллекта, устанавливать разного рода связи: «я и другие», «я и вещи», «вещи подлинные и выдуманные»…Она – средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории…Кладезь характеров и судеб, откуда ребёнок черпает сведения о реальности, которой он ещё не знает, черты будущего, о котором ещё не умеет задумываться…»
(Джанни Родари)
Темочки:
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Исследователи отмечают, что сказка вводит ребёнка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, помогает познать мир не только умом, но и сердцем, выразить своё отношение к добру и злу.
А. М. Виноградова считает, что в момент слушания сказки у ребёнка активизируются механизмы, отвечающие за опережающее восприятие: додумывание и воображаемое дорисовывание образов и ситуаций; освоение приё мов фантазирования: оживления, увеличения – уменьшения, ускорения- замедления и т. д.
Чтение и восприятие сказки предполагает совместную деятельность взрослого и ребёнка. Через сюжет сказки взрослый может показать ребёнку его способности и возможность влиять на различные жизненные обстоятельства. Приведём пример.
Сказка Г. –Х. Андерсена, которую читают старшим дошкольникам, - «Гадкий утёнок». Если взрослые акцентируют основное внимание на противопоставлении образов обитателей птичьего двора и бедного, несчастного маленького утёнка, то фактически они транслируют беспомощность в восприятии собственных жизненных неурядиц. Но ведь у автора совсем иная цель, и её достижение мы видим в конце. Значит, главный смысл, который необходимо усвоить дошкольнику, - не пассивность, а активность в преодолении собственных страхов и неуверенность в своих силах.
Как читать детям сказки.
1. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого к чтению. Показывайте ребёнку, что это доставляет вам удовольствие.
2. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком. Садитесь так, чтобы он мог видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами. Тогда слушатель осознаёт, что повествование обращено именно к нему, а вам видно, какое место в сказке больше всего его волнует.
3. Читайте неторопливо, но и не монотонно. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громче, то тише – в зависимости от содержания сказки и характеров персонажей. Старайтесь передать интонацией смешную или грустную ситуацию, но не переигрывайте. Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
4. Сокращайте текст, если он слишком длинный, пересказывайте некоторые фрагменты своими словами, но не уходите далеко от содержания сказки.
5. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для взрослых скучновато, но для него - нет.
6. Читайте ребёнку каждый день, даже тогда, когда он научится это делать сам.
7. Незнакомую сказку прочитайте сначала сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.
8. Обыгрывайте впечатления, полученные ребёнком при слушании сказки, дайте ему возможность выразить свои чувства, своё отношение к прочитанному.
Существует несколько способов обыгрывания прослушанных сказок, наиболее распространё нные: игра – рисование, где дети рисуют понравившийся персонаж; игра – драматизация, где дети по ролям разыгрывают сюжет сказки; дидактические игры (изготовление атрибутов, настольные игры).