Наталья Гарина
Консультация для родителей «У истоков прекрасного»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается консультация
на тему: «У истоков прекрасного»
Дошкольный период наиболее благоприятен для эстетического развития ребёнка. Впечатления детства человек проносит через всю жизнь.
Сегодня возникла необходимость взглянуть на предшествующий опыт с современных позиций, в частности с позиции изменения роли народного искусства в системе культуры.
Кубанское декоративно-прикладное искусство всегда занимало достойное место в работе с дошкольниками.
Публикация «Консультация для родителей „У истоков прекрасного“» размещена в разделах
Народное искусство на Кубани тесно связано с жизнью. Зарождалось оно, как правило, в станице, хуторе, селе. Крестьянин-казак, создавая предметы быта, как утилитарные, так и для забавы, был и заказчиком, и исполнителем, и потребителем своих изделий.
Из всех народных промыслов Кубани Петриковская роспись – единственная живописная техника. Она пришла к нам с Украины в виде настенной росписи.
В основе декоративной Петриковской росписи лежит растительный узор- «марафет», но в меру своих изобразительных способностей мастерица могла изобразить фигурки животных и людей.
Петриковская роспись как вариант оформления сельского интерьера дала начало другому виду декоративного изобразительного искусства – «малёвкам».
Форма «малёвок», украшающих оно хаты или простенок с портретом, напоминает рушник и выполняется на листе бумаги удлинённого прямоугольного формата, узкие концы которого покрываются широкими ленточным цветочным узором.
Разновидность настенной росписи служит аппликация.
Аппликация («вытынанка»). Из цветной, а часто и белой бумаги к празднику вырезали ажурные шторки, скатёрки, растительные фризы или отдельные фигурки животных и птиц для украшения окон и стен.
Своеобразную отрасль декоративного искусства составляет роспись «писанок» - крашенных яиц. Расписывали их при помощи тонкой металлической трубочки, укреплённой на деревянной палочке.
Подробнее познакомить детей с «вытынанкой» можно перед новогодним праздником, в период украшения групповой комнаты. Здесь можно рассказать детям о том, как женщины-казачки украшали хату к празднику, познакомить с техникой симметричного вырезывания, хорошо, если дети сами придут к выводу о том, что техника вырезывание снежинок очень похожа на технику «вытынанки». Можно вырезать несколько фризов, сюжетных композиций, фигурок животных и птиц и использовать их в оформлении групповой комнаты к празднику.
Хорошо привлекать к этой работе бабушек, дедушек, которые могут помнить некоторые детали народного искусства, уже стёршиеся из памяти нынешнего поколения, рассказать детям случаи из своего детства, особенности использования элементов народных промыслов в своей местности, семьи и т. д.
Лето – благодатное время для занятий ручным трудом на участке. Совместно с детьми можно сплести корзину, в которой выносят игрушки на веранду, обогатить макет казачьей хаты различными предметами быта: кошёлками, подставками под горячую посуду, ковриками.
Огромное воздействие на познавательное развитие дошкольников оказывает природа. Наша земля кубанская славится красотой и многообразием пейзажей. Выйдите с детьми в сад, степь, поле, прогуляйтесь по парку, просто выгляните в окно – и вы увидите настоящее чудо… Наблюдайте с детьми за природой в разные времена года, но, чтобы восприятие было острее, сочетайте наблюдение с художественным словом.
Все времена года хороши и красивы по-своему. Весну называют утром года. На Кубани она настоящая кубанская красавица. И поэты не жалеют красок, чтобы описать всю её неповторимую прелесть.
Ах, какое утро на Кубани
После грома, бури и дождя
Гнут хрусталь звенящие тюльпаны
Льют зарю, к порогу подойдя.
Чувство любви к родному краю, городу, станице, окружающей природе необходимо формировать у детей с дошкольного возраста.
Кубань – песенный край. Здесь хорошо сохранились песенно-танцевальное традиционное народное искусство.
На Кубани петь умеют,
Обучила песням степь,
Как не спеть – пшеница спеет,
Вишню сняли – как не спеть!
Народные мелодии отличаются простым ритмом: это чередование восьмых и четвертых нот, музыкальная фраза заканчивается обычно четвертой нотой, что удобно для детского дыхания.
Наряду с народными песнями на массовых гуляниях у нас на Кубани широко используются частушки – короткие песенки-куплеты, обычно рифмованные четырёхстишия.
Детям дошкольного возраста нравится исполнять частушки на злободневные темы, связанные с окружающим миром, детским садом, с дружбой мальчиков и девочек в конкретной группе.
Песня и танец в народном творчестве, выступая вместе, обогащают друг друга. Какие же черты приобрел кубанский народный танец от содружества с песней, музыкой, поэзией? Мелодическую напевность, внутреннюю музыкальную организованность и особую образность.
В процессе приобщения детей к традиции народной музыкальной культуры создаётся благоприятный психологический климат, который способствует раскрытию индивидуальных свойств личности ребёнка, его музыкальных способностей.
Народная музыка, с её глубоким содержанием и могучим воздействием на духовный мир человека, очень важна для всестороннего развития ребёнка.
Желаем Вам успехов!