Нина Митрофанова
Консультация для родителей «Допустимы ли наказания детей»
▼ Скачать + Заказать документы
А. С. Макаренко говорил, что наказание-очень трудная вещь, которая требует от взрослых большого такта и осторожности, и применять его следует «как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись». Кроме того, надо помнить, что этот метод не является ведущим, а тем более единственным, при помощи которого можно добиваться от ребенка послушания.
Публикация «Консультация для родителей „Допустимы ли наказания детей“» размещена в разделах
Когда мы говорим о допустимости наказаний (конечно, речь идет не о физических мерах, то имеем ввиду, что наказания как исключение (а не как система) применяются наряду с другими педагогическими способами воздействия-разъяснением, убеждением, поощрением, разумной требовательностью- в сочетании с уважением к личности ребенка, положительным примером окружающих.
Наказание-сложный и трудный метод воспитания: оно требует огромного такта, терпения и осторожности. Прибегая к нему, всегда надо учитывать, когда и в какой ситуации, а также в какой связи с другими способами воздействия оно применяется; какова мера наказания и какое действие оно окажет на ребенка: поможет ли его поведение исправить, предотвратит ли в дальнейшем непослушание в аналогичных ситуациях. Прежде всего должны быть исключены такие наказания, которые вызывают физическую боль, страх, подавляют детскую волю.
Наказания могут носить различный характер, но в любом случае эта мера призвана призвана помочь ребенку осознать свою вину, усилить чувство ответственности за свои действия перед взрослыми и сверстниками.
Очень важно никогда не примешивать к наказанию субъективных моментов: раздражение, усталость.
Очень остро реагирует ребенок, когда мать или отец временно перестают с ним разговаривать. Но если взрослые своим молчанием хотят подчеркнуть свое недовольство, то оно не должно выглядеть как надутость, так как дошкольник это может расценивать как панибратство и будет ожидать, чтобы родители заговорили с ним первыми.
Не только молчанием можно наказать ребенка, но и словом. Это не значит, что взрослые должны обрушиваться на него бранью или пускаться с рассуждениями о том, что хорошо, а что плохо. Малыш менее всего способен воспринимать длинные нравоучения и нотации. Однако он поймет, если ему скажут осуждающе: «Как же ты посмел так сделать! Какой стыд!»
Дома родители могут временно запретить сыну или дочери играть с товарищами, если ребенок обижает детей, спрятать игрушки, если малыш нарочно ломает их.
Излишне говорить, что взрослые должны быть непреклонны в своем решении, иначе ребенок будет всегда надеяться на его отмену.
Требуя от дошкольника послушания, следует помнить, что любой из выбранных способов воздействия всегда должен быть основан на уважении личности ребенка, будить в нем совесть, развивать самосознание. Отсюда совершенно очевидно и неоспоримо, что физические наказания недопустимы!