Ольга Николаевна Гетманчук
Консультация для родителей «Как воспитать доброго ребенка»
▼ Скачать +Заказ
Как воспитать ребенка добрым и отзывчивым?
Не секрет, что многие современные родители считают, что у реб нка
важно развивать, прежде всего,
«пробивные» качества: настойчивость,
уверенность, умение постоять за себя и убедить в своей правоте.
Безусловно, в развитии этих качеств тоже есть смысл. Однако в последнее
время во внимание уже не бер тся такое качество, как, например, доброта.
Отзывчивос
Публикация «Консультация для родителей „Как воспитать доброго ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
ть, щедрость, вежливость, готовность прийти на помощь
—
это
важнейшие характеристики личности. Как научить реб нка быть добрым,
открытым, дружелюбным, отзывчивым?
Детская доброта
Каким мы, родители, мечтаем видеть собственного реб нка? Не
отрицайте, ч
то хорошо, если бы он стал добрым, смелым,
умным
,
уверенным в своих силах, способным и, конечно, счастливым.
Вряд ли
кто
-
то из родителей будет протестовать против такого списка
добродетелей, ведь никто не желает себе одинокой и печальной старости,
лиш нной заботы. Родители хотят, чтобы реб нок умел любить и быть
любимым, чувствовал себя комфортно в семье, дошкол
ьном учреждении и
школе, при общении со сверстниками и взрослыми. Да, в жизни он
встретит немало зла, предательства, зависти и ненависти. Такова жизнь.
Важно, чтобы реб нок научился прощать, не стал жестоким, циничным и
равнодушным, умел сочувствовать и хо
тел помогать.
«А знаете ли вы, что доброта
—
основа воспитания, на которой
строится отношение к миру и людям. Она не бывает избирательной».
Добрый реб нок или не очень
—
зависит от воспитания. Маленькие
дети очень чувствительны к доброте и, наоб
орот, к несправедливости.
Первоочередная задача взрослых здесь
—
не уничтожить детскую чуткость
и доверие, не научить их обману и цинизму.
Кто
-
то будет утверждать, что доброте нет места в современном
жестоком мире. Доброта
—
это отнюдь не слабость. П
оказывая реб нку
свой положительный пример отношения к людям, животным, природе, мы
ориентируем на такое же поведение и реб нка. Если у родителей нет
желания воспитать из реб нка доброжелательного, дружелюбного,
отзывчивого, щедрого и внимательного человек
а, то скоро они увидят в
семье маленького эгоиста, равнодушного к чужим бедам, не способного ни
дружить, ни любить.
К большому сожалению, показательной чертой нашего времени
современности является детская жестокость. Вс чаще мы узна м, как
школьники
жестоки друг к другу, грубы со сверстниками и учителями,
хамят родителям, цинично шутят. Вот поэтому для родителей сегодня
важно заложить в раннем детстве основы истинной нравственности, а
именно
—
воспитать доброго реб нка. Нужно учить детей различать доб
ро
и зло и стараться прививать малышам добрые качества, которые ценились
во все времена. А для достижения этой цели важно самому стать хорошим
примером для подражания.
Понятие «доброта» многогранно. Это и проявление заботы, и умение
с
очувствовать и сострадать, и неравнодушие к несчастьям людей и
готовность помочь им, и бескорыстие, и принятие людей такими, какими
они есть
–
со всеми недостатками.
С какого возраста начать воспитывать доброго реб нка?
С 2 до 5 лет у малыша акти
вно развивается эмоциональная сфера:
впервые проявляются такие эмоции как
любовь
, жалость, сочувствие. В то
время, когда мы своим поведением пода м пример л
юбви и добродушия,
кроха перенимает такое же отношение к людям и окружающему миру.
Какие мы
–
такими станут и наши дети. Вспомните, как часто ваш реб нок
видит вас раздраж нными, недовольными или равнодушными? Как часто
малыш слышит крик или нехорошие отзы
вы о людях? Не лукавьте.
Ответив искренне на эти вопросы, вы задумаетесь о качестве и содержании
воспитания реб нка.
Как стать добрым?
Начать воспитывать доброго реб нка можно с обучения его заботиться о
других. Каким образом? В первую очередь нужно приуч
ать реб нка быть
внимательным к родным.
1.
Учим помогать родителям по дому.
Двухлетний малыш уже
вполне может помогать родителям. К примеру, если его поставить на
устойчивый стульчик, он может помочь помыть свою детскую
пластмассовую посуду. Дошкольник может
нести часть покупок из
магазина
–
например, буханку хлеба. Малышу будет интересно
орошать из пульверизатора комнатные растения. Вытирать пыль,
пылесосить и пробовать мыть полы
–
тоже под силу дошколятам.
2.
Приучаем заботиться о младшем реб нке.
Появление в
доме
младшего реб нка
–
тоже отличный повод научиться
проявлять
заботу
. Пусть реб нок поможет маме управиться с братиком или
сестричкой: поиграет с ним, по
делится игрушками. Заботясь о
малыше, старший реб нок учится оказывать помощь, откликаться,
переживать.
3.
Учим совершать хорошие поступки.
С четыр хлетним малышом
можно сыграть в игру «Хороший поступок». Предложите малышу
хотя бы раз в день совершать нечто хорошее. Например, приятные
сюрпризы знакомым: подарить кому
-
то букетик дачных цветов,
угостить ребят во дворе домашним печеньем, отнести
ненужные
вещи и игрушки в детский дом, сделать открытку с пожеланиями
кому
-
либо, разучить песенку для бабушки. Лучше всего
–
когда у
реб нка появится привычка делать приятные сюрпризы людям
просто так.
«Совет. Самое главное в воспитании
–
приучить малыша
получать
удовольствие от того, что он оказывает помощь или заботится о ком
-
то. Захваливать не следует. Здесь достаточно обычного одобрения :
такое поведение должно стать для реб нка повседневной нормой».
Милосердие и сострадание
Милосердию и состраданию люд
и учатся на протяжении всей жизни.
Малыш, ещ не постигший ещ азбуку добра, не может отдать себе отч т в
том, что он может кого
-
то обидеть или причинить боль. Плохо, когда
взрослые не объясняют реб нку, как делать не следует. Ещ хуже
—
когда
поощряют дет
скую жестокость.
Понаблюдайте за своим реб нком и выясните для себя следующее:
Сочувствует ли он людям?
Жалеет ли он Вас, когда Вам плохо, Вы заболели?
Ласков ли он с родными?
Сме тся ли он над детьми, когда у них что
-
то не получается, они
огорчены, п
лачут?
Сочувствие и
сострадание
возможны только тогда, когда реб нок
научится определять свои чувства, эмоции и переживания. Тогда он
научиться их
видеть и в других. Научить этому и воспитать доброго
реб нка можно, используя
такие методы
:
1.
Учите реб нка называть чувства правильными
словами.
Например: «У меня сегодня отличное настроение», «Я
плохо себя чувствую», «Мне хорошо. больно. весело. обидно.
нр
авится», «Я испугался. я очень рад. счастлив. сердит.
огорч н». Когда реб нок услышит, как мама говорит о своих
состояниях, он будет учиться этому.
2.
Развивайте реб нка эмоционально.
Для этого можно применять
специальные упражнения. Например, помогите малышу
нарисовать
солнце, которое веселится, плачет, нахмурилось, рассердилось,
обиделось, удивилось, испугалось. Спросите, что малыш видит?
Какое это солнышко? Если ему сложно назвать, помогите: «Это
солнышко
—
вес лое, а это
—
грустное». Соответствующие эмоции
изобразите мимически. Реб нку постарше предложите прочитать
известное ему стихотворение с равными интонациями: «ласково»,
«обиженно», «весело», «сердито», «равнодушно» и т. д. То же самое
можно проделать и с танцем. Эмоции также можно изобразить
красками.
А при прослушивании музыки
—
научите реб нка
угадывать настроение музыки и давать описание услышанному. Эти
упражнения не займут много времени, зато принесут огромное
удовольствие и немало пользы.