Элина Шаповалова
Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Шаповалова Элина Игоревна
Воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 69 «Центр развития ребенка «Сказка» г. Белгорода
«Как подготовить ребенка к школе - советы родителям»
Публикация «Консультация для родителей „Как подготовить ребенка к школе“» размещена в разделах
Уважаемые родители, когда Ваш ребенок перешел в подготовительную группу, то каждый из Вас, скорее всего так или иначе задавался каким-то вопросом, связанным с подготовкой ребенка в школе. Это естественно, потому что это важный момент, волнительный как для ребенка, так и взрослых.
Давайте разберемся, что же такое готовность к школе и каковы ее виды и критерии.
Готовность к школе – это комплексное понятие, включающее в себя качества, способности, навыки и умения, которыми в силу наследственности, развития и воспитания обладает ребенок к моменту поступления в школу и которые в сочетании своем определяют уровень адаптации, успешности/ неуспешности ребенка в школе, которая не исчерпывается только отличными и хорошими оценками по всем или ряду предметов, но делают ребенка абсолютно-вполне-невполне-частично-совершенно не удовлетворенным своим статусом школьника.
Говоря о видах готовности к школе, можно выделить следующие: психологическую готовность, интеллектуальную готовность, социальную готовность, физическую готовность.
Каждому родителю хочется знать, как подготовить ребенка к поступлению в первый класс. Как понять, готов ли он морально к этому? Как ему помочь, если в школе он столкнется (а это наверняка произойдет) с первыми в его жизни школьными трудностями? Это очень важные вопросы, поэтому рассмотрим максимально подробно, как можно подготовить своего ребенка, чтобы его пребывание в школе было для него комфортным.
Психологическая готовность к школе – это системная характеристика психического развития ребенка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника. Это уровень психологического развития ребенка, необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Как психологически настроить ребенка к посещению школы :
играйте с ним «в школу», пройдите все важные моменты – вызов к доске, объяснение урока, перемена и так далее;
читайте ему рассказы и повести о школьных годах;
научите ребёнка отстаивать свою правоту, показывать характер, если нужно.
установите для ребенка правильный режим дня, чтобы он вовремя вставал, ел и занимался своими делами. Этим вы окажете ребенку неоценимую помощь, потому что школьный режим не покажется ему впоследствии очень утомительным и тяжелым.
Под интеллектуальной готовностью многие родители ошибочно подразумевают умение читать слова, считать, писать буквы. На самом деле интеллектуально готовый ребенок – это в первую очередь ребкнок, обладающий любознательностью и пытливым умом. Познавательная активность, умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, делать выводы – вот те интеллектуальные навыки и умения которые помогут ребенку овладеть школьными дисциплинами.
Родитель должен знать, что в качестве основных компонентов интеллектуальности готовности ребенка являются :
зрелость познавательных процессов;
речевое развитие;
осведомленность;
познавательный интерес.
Поэтому родителям рекомендуется уделять вниманию развитию именно этих составляющих интеллектуальности готовности.
Социальная готовность – это обладание умениями и навыками необходимыми ребенку для сосуществования в коллективе: умение влиться в коллектив, приняв его правила и законы; умение соотносить свои желания и интересы с потребностями и интересами других членов коллектива; умение налаживать отношения со взрослыми. Будущий ученик не должен бояться отвечать на вопросы учителя и не одного, а нескольких, и не похожих друг на друга, а очень разных самому задавать вопросы, если что-то не понятно, уметь попросить о помощи, высказать свою точку зрения.
Существуют следующие методические рекомендации для родителей по формированию социальной готовности детей к школе :
1. Можно организовывать для детей игры в «Школу», в которых ребенок может играть роль ученика или учителя. В ходе такой игры давайте ребенку не сложные посильные задания и хвалить его, если он выполнил их.
2. В процессе игры необходимо на собственном примере показать ребенку, как нужно доводить дело до конца, даже если ничего не получается.
3. Кризисы – это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни. Причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям, и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованы, и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
4. Постарайтесь, изменить, свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
5. Тон приказа и назидание в этом возрасте малоэффективен, старайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
6. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
Физическая готовность к школе – это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку и не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления.
К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформулировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. Несмотря на то, что дети сильно различаются по типам подвижности и особенностям характера, у каждого из них необходимо формировать интерес к урокам физической культуры, желание участвовать в играх, проявлять активность на занятиях.
Есть несколько дополнительных рекомендаций, как лучше подготовить ребенка к школе :
1. Будьте заинтересованы в своем ребенке, помогайте ему достигать положительного результата.
2. Не забывайте его хвалить, даже если его фактически успехи не так видны. Ребенок должен понимать, что вы оцениваете его деятельность.
3. Стремитесь к тому, чтобы ребенок выполнял все задания самостоятельно. Но если у него что-то не получается, то не нужно критиковать его. Не забывайте о таких фразах, как «Я знаю, что у тебя все получится», «Я верю в твои способности» и т. д. Так вы повышаете его уверенность в своих силах.
4. Всегда давайте ему высказаться и не перебивайте. Не подавляйте его познавательную активность и инициативу.
5. Всегда отвечайте на все его вопросы, потому что детская любознательность помогает ребенку получить максимально большой объем информации об окружающем мире, которая пригодится ему в дальнейшем обучении.
6. Все ваши требования и запреты должны быть обоснованы. Недостаточно просто сказать: «Нельзя» или «Так надо» - важно донести до ребенка точную причину вашего отказа или требования.
7. Никогда не сравнивайте его и его успехи с другими детьми или вашими родственниками. Помните, что ребенок только учится учиться, поэтому он не может сразу демонстрировать феноменальные успехи.
Самый главный совет – принимайте своего ребенка таким, какой он есть, т. е. со всеми его достоинствами и недостатками. Помните, что ваш ребенок – это полноценная личность, которой могут нравиться совершенно не те занятия, которые нравились вам в детстве. Цените индивидуальность ребенка и то время, которое вы проводите вместе.